Что определяет поведение детей, почему оно такое, и почему разное у детей в одинаковых ситуациях?
Мы можем объяснить, почему у детей наблюдаются различные реакции на «Незнакомую ситуацию», не делая никаких предположений о том, как за ними ухаживают дома.
Это особенности поведения, продиктованные эмоциями, которые испытывает ребенок. Основное влияние оказывает ощущение сепарации и индивидуальная чувствительность ребенка. Можно начать с того, что эмоции появляются в нас постоянно, они заботятся о нас, каждая имеет свою задачу и должна совершить свою работу. Дети, оказавшиеся в «Незнакомой ситуации» движимы своими эмоциями.
Разнообразие реакций зависит от того, включились ли психологические защиты при непереносимой уязвимости. Не тип привязанности определяет то, как поведет себя ребенок. А его эмоции в данную секунду и защиты, которые могут быть постоянными, а могут быть временными и проходящими. На возникновение которых повлиял эксперимент, или предшествующие события.
О разных реакциях на разлуку
В сравнении с «амбивалентным» типом, «безопасный» тип может успокоиться после того, как родители бросают его в эксперименте, а потом возвращаются. Тем не менее, дети не любят оказываться в ситуации неопределенности, когда родители их покидают. И это в разной степени свойственно всем детям, привязанным к своим родителям. Они ищут мать, следят за ней и следуют за ней. Искать и расстраиваться, когда мать уходит – это реакция на ощущаемую разлуку, выражаемая в таком поведении.
Когда говорят про «амбивалентный» тип, то отмечают цепляние ребенка, протест и попытки удержать родителя возле себя. Это тоже реакция на разлуку, которую ребенок проявляет, но она отличается длительность и интенсивностью действия эмоций.
Индивидуальная чувствительность ребенка также влияет на интенсивность переживаний: высокая чувствительность не позволит ему успокоиться быстро или отпустить мать при расставании, которое для него становится слишком сильным эмоциональным впечатлением.
Немного о контакте с незнакомцами
Во-первых, важно понимание застенчивости, как защитного инстинкта ради сохранения существующей привязанности. Что с младенцами, что в детских садах, нужно учитывать, что у ребенка есть механизмы деления приближающихся людей на своих и чужих. Свои и чужие разносятся на разные полюса. Ради выживания важно сохранять связь со своими и не контактировать с чужими. Ребенок может отталкивать ненужные ему фигуры, благодаря такому свойству привязанности, как поляризация. Когда привязанность поляризуется, сохранность привязанности с одной стороны означает отторжение всех других привязанностей. Застенчивость – один из типичных примеров поляризации, выглядит, как стремление сохранить связь, которой ничего не угрожает, кроме вошедшего незнакомца. Этим можно объяснять плач и беспокойство при появлении чужого человека, цепляние за маму, этим же объясняется истерика, когда мать выходит, оставляя ребенка при незнакомце. Эмоции движут ребенком, толкая его отказывать в контакте чужаку и стремиться к матери.
«Безопасный» тип выделяется тем, что, когда к паре присоединяется незнакомец, ребенок продолжает исследовательскую деятельность. То есть, играет. Это можно трактовать и как то, что ребенок сейчас поглощен своим занятием и не осознал, что пришел чужой человек. И как то, что ребенок не высокочувствительный и пока не почувствовал достаточный импульс вернуться для защиты своей привязанности с матерью, возможно, ему хватит взгляда на нее или ее улыбки, чтобы восстановить ощущение привязанности. Как только он почувствует больше угрозы для их связи, он будет прерывать игру и приближаться к матери, и с незнакомцем сможет взаимодействовать только после того, как ощутит, что связь с матерью в порядке. Это может произойти достаточно быстро, и ребенок снова возвращается к игре, несмотря на незнакомца в комнате.
Боулби увидел, что в 8 месяцев ребенка появляется застенчивость, он назвал это стадией привязанности, когда ребенок предпочитает и выделяет знакомых перед незнакомцами. Это так, но застенчивость – это свойство человека, которое проявляется не только в 8 месяцев, но и при любых контактах с незнакомцами далее. Защитные инстинктивные импульсы отказываться от близости с чужими и тяготеть к своим будут естественны для любого ребенка, привязанного к своему взрослому. Поляризация у ребенка будет проявляться больше или меньше, в зависимости от того, насколько далеко незнакомец, приближается ли он к ребенку. Находится ли ребенок в знакомой или незнакомой обстановке, и от того, болен он или здоров, устал или полон сил. Насколько близко от матери сидит ребенок.
Изучение игрушек в комнате
Сама по себе ситуация, когда ребенок попадает в незнакомое ему помещение провоцирует эмоцию «стремления к близости», – одну из базовых эмоций, которые движут поведением ребенка. Он будет прижиматься к матери, не захочет исследовать окружающую игровую комнату и игрушки просто потому, что сейчас стремится сохранить близость с матерью. Незнакомая обстановка может также вызвать тревогу, встревоженный ребенок занят поисками опасности и не может направлять внимание на игрушки, пока это не пройдет. «Избегающий» тип может чувствовать тревогу, и поэтому не прикасаться к игрушкам.
Ребенок может ощутить стремление к близости также при первом же входе чужака, если ему покажется, что это ставит под угрозу близость к матери. Изучать игрушки в этот же момент ребенок не может, так как им движет эмоция, толкающая его на сохранение контакта.
Индивидуальная чувствительность повлияет на интенсивность и продолжительность эмоционального воздействия. «безопасный» тип с меньшей чувствительностью отпустит мать быстрее, когда влияние эмоций немного пройдет, «амбивалентный» - это ребенок, который под влиянием эмоций дольше будет держаться за мать. Эмоции могут продолжить влиять на него весь эксперимент. Если проблема с желанием близости не решается, а тем более, мать уходит куда-то, то может происходить следующее: цепляние за маму, истерика и активный протест по поводу ухода, и требование контакта на руках – результат работы эмоций, которые заставляют ребенка вернуть мать. Понятно, что у одних и тех же детей могут быть то одни, то другие реакции, в зависимости от их эмоционального фона, когда-то «безопасный» может вести себя, как «амбивалентный» и наоборот.
Поведение с матерью
Для детей до года в принципе единственный способ поддерживать связь с родителями – это видеть их и ощущать вблизи. Поэтому все младенцы и многие малыши будут протестовать против ухода матери, или отслеживать ее перемещения. Ребенок до года ощущает разделение (сепарацию) при разлуке с матерью. А это неминуемо вызовет в нем повышение тревоги, фрустрации и стремления к близости. Эти три эмоции связал с разделением Ньюфелд.
Эмоции движут детьми, каждая направлена на решение своей задачи, а эмоциональная чувствительность или защищенность создают варианты поведения, даже если дети под влиянием одной и той же эмоции. Эмоция тревоги имеет задачу вести ребенка к тому, чтобы стать осторожнее. Фрустрация направлена на то, чтобы исправить ситуацию. Стремление к близости ведет к преследованию контакта.
Эти эмоции тревоги, стремления к близости и фрустрации заставляют ребенка становиться осторожнее, прятаться, избегать чужаков, бежать к своему взрослому, проситься на руки, цепляться, а также пытаться исправить ситуацию, плакать или проявлять агрессию или аутоагрессию.
Те или иные варианты этих действий будут манифестировать сразу же на эксперименте, по очереди, или чередуясь, а также после эксперимента еще какое-то время. И все это будет нормальной реакцией маленького ребенка на расставание. Мера его переживаний, а не тип его привязанности.
Тревожное ожидание разлуки и страх остаться одному «амбивалентного» и «безопасного» – также симптомы того, что ребенок ощущает сепарационную тревогу из-за разделения в процессе эксперимента или ранее.
Агрессия «избегающего» ребенка – результат той фрустрации, которой он полон в данный момент. Его фрустрация может быть пришедшей во время эксперимента или просто быть накопленной эмоцией до эксперимента. Младенцы и малыши могут проявлять агрессию, когда фрустрированы. Причинами этого может быть и сепарационная фрустрация и фрустрация из-за неудовлетворенных потребностей. Агрессивный ребенок – это ребенок фрустрированный, у которого сейчас все не так, как ему хотелось бы. И этот ребенок не может адаптироваться к произошедшему.
«Безопасный» тип, возможно, легче или быстрее адаптируется к разделению, перерабатывает свою фрустрацию, а также он может быть менее чувствительным человеком и у него будут меньшие реакции на сепарацию.
«Амбивалентный» ребенок зол после разлуки, когда им правит фрустрация, злится, и снова просится на руки. Это объясняется тем, что как только эмоция фрустрации схлынет, им будет двигать следующая из трех эмоций, возникших при сепарации – эмоция стремления к близости. И он будет искать утешения у матери, которую недавно ударил.
О воссоединении после разлуки
Самые тяжелые переживания – разрыва со своими привязанностями. При ощущающейся непереносимой сепарации со своим взрослым ребенок может спасаться психологическими защитами. Так как боль от близости слишком сильна, она становится непереносимой, и ребенок автоматически отчуждается от матери. Боулби назвал эти защитные реакции Защитным Отчуждением, когда изучал госпитализированных детей. Проявляется обычно ЗО – в том, что ребенок не захочет воссоединяться с матерью, он будет отвергать ее и не будет смотреть на нее, как при «избегающем» типе.
Это не поведенческая проблема, а эмоциональный процесс. Это временная или более продолжительная психологическая защита, задействующая поляризацию привязанности уже против матери. Она может пройти так же быстро. Это говорит нам о том, что в данный момент ребенок ощущает крайнюю уязвимость и избегает привязанности с этим взрослым, обратимая ситуация, но не приятная для родителей, от которых отчуждается ребенок.
Ребенок может не реагировать на то, что мать вернулась и взяла его на руки по причине этих защит, как «избегающий тип» - избегать мать, когда расстроен, держать дистанцию. При этом, если ребенок в защитном отчуждении утешился, и ситуационные защиты ослабли, он будет не рад тому, что его спускают с рук уже через минуту, так как ощущение разрыва связи снова вызовет в нем стремление к близости.
Тот факт, что «избегающие» дети, которые избегали воссоединения с матерью, парадоксальным образом чрезмерно зависели от своих воспитателей в саду, когда за ними наблюдали в возрасте 3-5 лет, как раз и объясняется защитами привязанности с матерями, и стремлением к близости к другому значимому взрослому.
Описанное исследователями цепляние за воспитателя – это попытка сохранить ощущение близости. То, что ребенок в защитном отчуждении к родителям, не меняет для него потребности в контакте и близости в принципе. Ребенок может тяготеть даже к незнакомцам.
И если у него есть связь с воспитателем, то он будет стремиться получить подтверждение близости у воспитателя, проявляя поведение привязанности.
С точки зрения того, что наше поведение мотивировано нашими эмоциями, защиты могут быть направлены не только на то, чтобы отвернуть ребенка от привязанностей, но и на его эмоциональное онемение, которое уменьшает восприимчивость эмоций и ранящих ситуаций. Поведение не обеспокоенности, не преследования матери и не боязни незнакомцев «безопасного» типа может быть иногда следствием того, что ребенок не чувствует свои эмоции и слеп к ранящим ситуациям, так как защищен от них.