статья Валентины Ячичуровой

Как учить в дистанционном формате

Эта статья об эффективности дистанционного обучения
Мы только что закончили курс обучения родителей и педагогов тому, как учатся дети и какие условия нужны детям, чтобы учиться. Из чего произрастает интерес и мотивация к учебе, а также много говорили о том, откуда берется способность работать и добиваться успеха. Всегда в основе любого развития должно лежать нечто большее, или доучебное, чтобы учеба работала как надо.

Доучебная часть невероятно важна.
Несмотря на то, что ответом на проблемы в учебе считается большее давление и еще больше учебы, детям поможет покой и глубокие питающие отношения, дающие старт их успеху в учебе.

Я хочу сегодня поговорить об учебе дистанционной.
Той, с которой мы недавно внезапно столкнулись, как родители, и той, к которой мы с вами привыкли, учась сами так уже много лет.

На самом деле, мы недалеко уйдем от понимания обучения, как такового. Огромная неподъемная тема для статьи. Но вы сможете почувствовать первую же разницу между дистантом и очной учебой в том, как легко дается учеба вам и вашим детям, поняв разницу между тем, что дети обучаются не тому, что им интересно и не тогда, когда они выбрали это занятие. А вы, скорее всего, учитесь из любви к предмету, кайфуя и получая выгоды из материала несмотря на то, кто на экране перед вами, и в каком формате проходят лекции.

Давайте обсудим эффективность дистанта теперь.


Может ли в принципе дистанционное образование быть эффективным?

Формат дистанта или оффлайна не определяет эффективности обучения. Определяет её наличие ученика, готового обучаться. Как в примере с вашим взрослым обучением.

Изначально дети обучаются через привязанности к своему взрослому. Если педагог потратил достаточно времени на установление и развитие связи с учеником, то дети будут у него учиться. Дав ему полномочия учить. Важно, чтобы ребёнок мог чувствовать через экран связь с тем, кто его учит. Чтобы он стремился быть похожим, знал его, хотел быть для него значимым, быть для него хорошим. Так работает функция привязанности, которая позволяет учителю учить. Поэтому преподавателю важно вкладываться в отношения с учениками.

Ещё дистанционное образование может приносить пользу, если у детей есть достаточная зрелость, плодами которой учитель сможет пользоваться. Когда у учителя нет личного общения или интересного материала, который можно персонализировать, как это происходит в школьной программе, необходима зрелость ребёнка.

Поэтому я бы не советовала эксперименты с дистантом предлагать в начальной школе, просто потому что от второклашек мы не можем ждать зрелости.

Но если родители будут включены в учебу, поведут ребёнка на каждом шагу, как это происходит во время карантинов, то он сможет учиться за счёт привязанности к родителю, который стоит за спиной. В этом случае учёба будет происходить благодаря родителям, а потом ребёнок дозреет и сможет сам учиться даже онлайн. Возможно. Но сначала ни педагоги, ни родители не могут полагаться на зрелость так же, как это происходит со сложными поделками, которые родители делают в первом классе за детей. Они просто адекватно себе представляют своих детей и их возможности, соотносят с неадекватными требованиями и помогают им, ожидая готовности детей. Такая же история и с дистанционными технологиями.

Начальная школа онлайн – это стопроцентная нужда в помощи родителей и большая нагрузка на семью.



Родители готовят ребенка к учебе даже тогда, когда по факту ученик уже в школе. Хороший ученик создается дома, как говорит Гордон Ньюфелд.
Ведь в длительном процессе обучения главное — не текущие результаты, а создание условий, в которых ребёнок мог бы развиваться, чтобы он в принципе не утратил свою любознательность и имел возможности для исследования. Поэтому, как ни парадоксально, чтобы оставаться хорошим учеником, нужно позволять детям в чём-то быть плохим учеником: не успевать по какому-то предмету, или в какой-то период.

Игровое обучение
Альтернатива обучению у учителя - игровое обучение. Дети так и учатся большую часть времени в раннем детстве, их никто не направляет в учебе. Но применительно к системам образования это очень трудозатратно, и не везде приветствуется. Оно принято в обучении английскому языку, по методу Мещеряковой и Хелен Дорон, например. И то для малышей. Но для школьных дисциплин, кажется, не хватит никакого терпения, это кажется излишеством, тратой времени. Поэтому игра и опосредованное обучение практически не используется с подросшими детьми. Хотя, там, где сложно выстроить личные отношения с ребенком, легко бы справился игровой подход. Он бы вовлекал, уменьшал противление и увеличивал мотивацию, так как в игре ребенок в режиме следования своей воле.

Когда человек делает что-то ради самого процесса, а не ради того, чтобы кто-то оценил, он находится в игривом режиме, спокойном от тревог и жажды одобрения, который невероятно ценен и для его учебы в школе.
Игра готовит мозг ребёнка к обучению, она позволяет ребёнку освобождаться ожиданий и страхов, пробовать делать то, что не принято, искать своё предназначение и свои интересы, и научиться чему-то или изучить что-то.


На что опереться учителю дистанционного образования?

— Лучшая основа — это привязанность. Понравиться своим ученикам, построить с ними отношения — задача №1 для любого учителя. И вдохновлять их своим предметом самым естественным образом: когда дети просто берут то, что вы даёте.
Залогом здоровой дистанционки я вижу огромные старания педагога выстроить глубокие, тёплые отношения с каждым учеником.
Я обучаю подростков онлайн

Я тоже преподаю дистанционно на тему стресса в Нормальной школе, и у меня немного другая ситуация, я веду небольшие модули из пяти встреч, и за время модуля у меня нет возможности построить отношения с каждым из детей, но я стараюсь видеть каждого ученика лично, а не как массу учеников.

Я не опираюсь на свою роль учителя с подростками, так как я прекрасно осознаю свои ограничения: у меня нет силы привязанности, благодаря которой у меня была бы власть вести детей за собой.
Это тоже очень важно в современных новых форматах обучения.
Я минимизирую давление в процессе учебы, не делаю учебу обязательной, не жду от них домашние задания. Также я ищу их интересы, узнаю что-то о них, чтобы прикрепить к ним какое-то новое знание.

Когда не хватает привязанности, учёба должна быть особенно увлекательной, как я уже говорила выше. Гораздо проще вовлечь и в общение, и в учебу, если использовать много игры, а в такой учебе гораздо меньше формальных рамок, которыми отличается обычная школа. В Нормальной Школе у меня есть эта возможность – строить модуль так, как я считаю нужным. Я использую много интересных видов деятельности, вовлекающих детей, но не требующих их сотрудничества. Дети хорошо откликаются на мозговой штурм, просмотр видеороликов, отрывков из мультиков. Когда преподаватель игрив, гибок, готов посмеяться и обсуждать что-то, дети легче включаются в учёбу.

Также немаловажно, что я создаю на занятии обстановку покоя от тревоги быть оцененными или осуждёнными, от соревнований, чтобы пробудить исследовательский интерес и творчество, которое душится постоянным контролем, оценкой, руководством взрослых.

Я создаю обстановку покоя от фрустрации.
То, что мы делаем, бывает сложно для учеников, но нет ничего, с чем они бы не могли справиться. Я даю задания на размышления, а не тестирую их знания. У нас нет правильных ответов. И этот покой освобождает их внимание для того, чтобы включиться в учебу вместо того, чтобы думать, насколько вписываются они или соответствуют.
Что изменится по мере взросления ребенка?

Не так важно будет учиться в контакте и в отношениях привязанности, не так важно будет учиться в игровом увлекательном формате.


Зрелость даёт ребёнку очень многое. Благодаря идущим не застрявшим процессам взросления, ребенок может направлять себя в обучении, может учиться из своих собственных интересов и целей. Такой ученик будет любознателен, не побоится задавать вопросы, у него есть потребность быть источником собственных мыслей. Он найдёт что-то полезное из среды, которая его окружает.
Если такой ребенок учится онлайн, он переберет интернет-ресурсы, составит себе план контента, узнает ведущих лекторов в этой области, так как ему будет это нужно.

Также благодаря процессам взросления ребенок сможет понимать концепцию труда и работать, даже если не хочется. Так как нежелание что-то делать будет уравновешено стремлениями и ценностями ребенка. Но до этого нужно дорасти. Надо иметь развитые ценности и свою волю, и чувствовать не только свои трудности и усталость от занятия какой-то рутинной учебой, но и эти самые ценности и стремления. Когда не хочется или страшно, но сокровище так и манит, и ты идешь биться с драконом. Это не плод научения, это плод зрелости согласно подходу развития Гордона Ньюфелда.

Мы хотим многого от детей: чтобы они не забывали про уроки, подключались онлайн вовремя, планировали прохождение материала, распределяли на будущее нагрузку. Хотим, чтобы они могли трудиться сейчас ради отсроченного результата. Без сложного, многогранного мышления это невозможно. Такое интегративное мышление развивается с 7 лет до 21 года, и понятно, что мы не можем требовать плодов этого процесса от ребёнка в 9 классе на уровне взрослого. Они появляются постепенно.
Смогут сами учиться, следя за расписанием, распределять грамотно свое время, сидя дома, учась онлайн и вне школы, без звонков на урок и перемену. Вебинары ли это, энциклопедии, ролики на ютуб каналах, или курсера.

Нам понадобятся и многие другие плоды – например, умение учиться на своих ошибках и получать из неудачного опыта новые навыки, извлекать пользу из исправлений, видеть, и исправляться на будущее, если тебе покажут на ошибки, с развитием адаптивных способностей это приходит. И это может совсем отсутствовать у незрелого ребенка, который все бросает при первых же трудностях.
Неудачи не будут непреодолимыми для такого ученика, и он легко будет восстанавливаться после провалов, когда в процессе зрелости разовьет психологическую устойчивость.

Ученик сможет примириться с ограничениями дистанционной учебы, с недопониманиями, и отсутствием обратной связи из-за того, что учитель не наблюдает лично каждого в классе.
И тогда неважно, учится ли школьник у преподавателя очно, учится ли онлайн у знакомого преподавателя или учится у говорящей головы на экране компьютера. Он готов к учёбе вне отношений. Но до этого нужно дорасти.
Я уповаю на некоторую зрелость моих подростков тоже, когда провожу свой модуль про стресс. Мне хотелось бы, чтобы ребёнок был мотивированным и уже интересовался психологией, когда приходит ко мне, потому что это для меня залог того, что я смогу обучать его, и мы прекрасно сможем с ним освоить тему стресса.
Мне было бы проще, если бы ребёнок уже имел абстрактное мышление и видел перспективу, тогда он смог бы посмотреть на стресс под разными углами, увидеть парадокс, на который я указываю, проникался бы метафорами, рисунками и шутками, которые я использую в учебе, и мы смогли бы обсуждать, как помочь себе в стрессе с разных сторон. Успех обучения подростков очень зависит от того, какие дети придут учиться.
Как я преподаю в Институте Ньюфелда

Можно учиться вне привязанности и без задействования игры. Так мы учим взрослых людей в Институте Ньюфелда.

Мы читаем курсы для родителей и специалистов в дистанционном формате. У нас есть несколько длительных курсов, но большинство курсов состоят из 4-6 встреч. «Агрессия», «Дисциплина», «Цифровой мир», «Подростки», «Эмоции» и тд.

Со взрослыми легче: мы рассчитываем на зрелость и способность перенимать знания, потому что их влечёт собственный интерес.

  1. Во-первых, они сами приходят к нам, уже имея представление к кому они идут и чего ожидать. Их привлекает эта сфера знаний. Мы даем много дополнительных материалов, и они на самом деле изучают их, читают книги – это самонаправленное образование. Они никому не должны учиться у нас и это прекрасная аудитория.
  2. К тому же, взрослые и зрелые люди могут сконцентрироваться на том, что им не понятно, через что они продираются с трудом, не останавливаться, задавать вопросы, спорить.
  3. Могут анализировать с двух точек зрения одновременно, и видеть противоречия, видеть всю непростоту темы, серые неоднозначные нюансы, они учатся на диссонансе. Также они учатся в группе, общаясь друг с другом, где дискуссии на самом деле помогают, а не отвлекают.

Тем не менее, мы стараемся поддерживать привязанность со студентами Института между занятиями, создав кампус для студентов, где происходит общение на форумах, написание вопросов, написание заданий и получение обратной связи. Студенты в течение года участвуют в текущих мероприятиях кампуса.

Также студенты института могут прикоснуться к нам, смотря наши видео-лекции, которыми полна библиотека кампуса, могут читать статьи Гордона Ньюфелда и преподавателей Института, сайт с исследованиями и статьями, обзорами Заботливая Альфа, держа связь на расстоянии. Мы бережно передаем студентов преподавателям других курсов, если они решают продолжить обучение.

Мы создаем сообщества для наших студентов. В течение года многие преподаватели работают на родительском форуме модераторами, давая ценные подсказки и делясь своими знаниями с теми, кто потом приходит на наши курсы. Мы создаем тематические сообщества по интересам, ведем группы поддержки для родителей, скоро будем поддерживать и специалистов.

Даже сейчас, проведя курс Покой. Игра. Учеба, мы предлагаем с участникам и вновь прибывшими участникам в 2021 году дополнительные поддерживающие встречи в течение следующего полугодия. Мы не бросаем своих учеников и очень ценим их, а это хорошая база для возникновения привязанности.