Процесс самоидентификации – это процесс, состоящий из тех же этапов, через которые человек должен пройти, чтобы повзрослеть и раскрыть свой личностный потенциал.
Это ортогенетический принцип Вернера: слияние, дифференциация и интеграция. Этот принцип верен и для правильного выхода ребенка в общество:
- сначала всегда естественно слияние в привязанности и полная зависимость,
- потом происходит дифференциация и становление своего я,
- и потом интеграция в общество с другими частями общества без потери своей отдельности и самобытности.
Так же ортогенетический принцип универсально подходит для того, как человек развивает свою идентичность – то есть, знания о себе.
Понимание, кто я такой:
- это слияние со своими, и повторение того, чем и кем являются его привязанности. Либо, принятие того определения, которое они дают, как присущего себе и неотъемлемого от себя. Ребенок идентифицирует себя с группами, людьми, свойствами характера, ролями, нацией так, как надо, стандартно. Повторяет и принимает из своей среды без критического взгляда.
- затем будет встреча и знакомство с отдельными разными аспектами своей личности, обнаружение множества подходящего и относящегося к себе, и не подходящего для себя. Ребенок понимает, что не может категорично относить себя в ту или иную группу, к какой-либо одной роли. (Например, я – мачо мэн) Находит себя в разных ролях, (Я и заботливый отец, я и верный друг), и с разными чувствами, определяет свою суть с разных сторон. Тут я один, а здесь я - другой. Во мне есть и то, и другое начало.
- и заканчивая интеграцией всего этого в одном человеке, который понимает себя, и знает о себе то, что он вмещает, чему он "должен" отвечать, чему его я на самом деле отвечает, насколько он больше того, чем может казаться. «Я совпадаю по категориям с тем и с тем, но в чем я отличаюсь? Как я уникален?» Происходит определение себя (в том числе и гендерная и сексуальная самоидентификация) внутри социума и социальных установок, и несмотря на них. Вот как на самом деле я интегрируюсь в социум, тут уже может быть серьезный разговор о себе в этом мире, о том, что давит, или подходит личности.
Идентичность - конструкт, который развивается со временем. Это продукт развития.Завершение познания себя происходит уже во взрослом возрасте. Итогом будет, когда наша самоидентичность интегрирует в себя все наши идентичности. И там уже что получится, то и получится.
Именно поэтому глупо спрашивать трехлетнего ребенка - как ты думаешь, тебе больше нравится, быть мальчиком или девочкой?
А десятилетнего ребенка - кто тебе больше нравится - мальчики или девочки?