статья Валентины Ячичуровой
О гомосексуальности и трансгендерности
в подходе развития на основе привязанности
1
Рождение идентичности
Есть разные взгляды на причины, ведущие к гомосексуальности или гендерной дисфории. Чаще всего, называется комплекс разных причин, я не хочу останавливаться на этом подробно, так как истина нам еще до конца не известна.

Другой вопрос, на котором мы можем задержаться - как люди приходят к пониманию своей гомосексуальности или к осознанию того, что их пол не соответствует их самоощущению.

Вот тут, если вспомнить о том, как происходит развитие, мы увидим, что приобретение самоидентичности - это процесс, занимающий время.

Гордон Ньюфелд говорит, что если люди не понимают плана природы, или не верят в развитие, то есть риск того, что они будут видеть формирование гендерной и сексуальной идентичности совсем иначе. Не как процесс.

Неправильное понимание идентичности:

  • Понимание идентичности, как чего-то догматичного

  • Понимание идентичности, как врожденной

  • Понимание идентичности, как выбора человека

  • Понимание идентичности, как завершенной в детстве

  • Мнение, что нужны усилия или образование ради формирования идентичности
Гордон Ньюфелд, PhD
клинический психолог, и психолог развития

Процесс самоидентификации – это процесс, состоящий из тех же этапов, через которые человек должен пройти, чтобы повзрослеть и раскрыть свой личностный потенциал.

Это ортогенетический принцип Вернера: слияние, дифференциация и интеграция. Этот принцип верен и для правильного выхода ребенка в общество:
- сначала всегда естественно слияние в привязанности и полная зависимость,
- потом происходит дифференциация и становление своего я,
- и потом интеграция в общество с другими частями общества без потери своей отдельности и самобытности.

Так же ортогенетический принцип универсально подходит для того, как человек развивает свою идентичность – то есть, знания о себе.

Понимание, кто я такой:

  • это слияние со своими, и повторение того, чем и кем являются его привязанности. Либо, принятие того определения, которое они дают, как присущего себе и неотъемлемого от себя. Ребенок идентифицирует себя с группами, людьми, свойствами характера, ролями, нацией так, как надо, стандартно. Повторяет и принимает из своей среды без критического взгляда.

  • затем будет встреча и знакомство с отдельными разными аспектами своей личности, обнаружение множества подходящего и относящегося к себе, и не подходящего для себя. Ребенок понимает, что не может категорично относить себя в ту или иную группу, к какой-либо одной роли. (Например, я – мачо мэн) Находит себя в разных ролях, (Я и заботливый отец, я и верный друг), и с разными чувствами, определяет свою суть с разных сторон. Тут я один, а здесь я - другой. Во мне есть и то, и другое начало.

  • и заканчивая интеграцией всего этого в одном человеке, который понимает себя, и знает о себе то, что он вмещает, чему он "должен" отвечать, чему его я на самом деле отвечает, насколько он больше того, чем может казаться. «Я совпадаю по категориям с тем и с тем, но в чем я отличаюсь? Как я уникален?» Происходит определение себя (в том числе и гендерная и сексуальная самоидентификация) внутри социума и социальных установок, и несмотря на них. Вот как на самом деле я интегрируюсь в социум, тут уже может быть серьезный разговор о себе в этом мире, о том, что давит, или подходит личности.

Идентичность - конструкт, который развивается со временем. Это продукт развития.
Завершение познания себя происходит уже во взрослом возрасте. Итогом будет, когда наша самоидентичность интегрирует в себя все наши идентичности. И там уже что получится, то и получится.
Именно поэтому глупо спрашивать трехлетнего ребенка - как ты думаешь, тебе больше нравится, быть мальчиком или девочкой?
А десятилетнего ребенка - кто тебе больше нравится - мальчики или девочки?

2
Роль среды огромна
Отношения с окружающими, заботящимися взрослыми, воспитание, опыт социализации влияют на возможность ребенка повзрослеть - пройти или не пройти через эти этапы. Ребенок может не перерасти слияние, не познать себя, застрять в начале. (А также лишиться адаптации и возможности примиряться с тем, что не можешь изменить)

Культурные стереотипы выходят на передний план при формировании гендерной и сексуальной идентичности в этом случае.
А также, будут влиять все негативные динамики, которые заставляют человека от этих культурных стереотипов яростно отбиваться, идти против них. Тут важно, что он не выступает за сохранение своего , а просто отторгает чужое, что должно было бы влиять на него на этом этапе. Вот некоторые из них:

  • Защитное отчуждение заставит делать наоборот от общепринятого, стандартного, бороться с системой.
  • Неправильная иерархия будет толкать в отрицание ценностей и традиций старших, не даст соответствовать канонам.
  • Манифестирующее противление будет заставлять отталкивать то, что подается, как должное, желаемое кем-то, и насаждаемое ему.


Но если человек, все же, проходит эти этапы, он получает зрелую идентичность, что бы там ни было по итогу. В том числе, он может обнаружить свою нетрадиционную ориентацию.

3
Избежать ошибок
Мы не предлагаем способы исправлять геев или людей, рожденных не в своем теле.

Подход развития на основе привязанности может дать инструменты и инсайты родителям для заботы об истинном взрослении их детей. Что приведет к формированию зрелой идентичности, и к избежанию ошибок и заблуждений в интерпретации своего поведения, своих чувств и импульсов.
В том числе интерпретации их, как своей нетрадиционной сексуальной ориентации или гендерной дисфории.
6 октября 2020 вышла заметка про передачу «Этим Утром» с Кирой Белл, трансгендером, которая жалеет о своем переходе, случившемся в 20 лет.

Ей назначили гормональные препараты в 16, позже удалили молочные железы.

Она считает, это было поспешное решение, и именно тяжелые чувства во время подросткового переходного периода следовало исследовать, и возможно, помочь ей их проживать, а не делать операцию.

«Вы не можете изменить свой пол», - заявила Кира. «Я имею в виду, ты можешь выглядеть определенным образом. Если бы вы пригласили меня, как пару лет назад, у меня была бы такая же история о том, что это спасло мне жизнь, и я в гораздо лучшем положении. Но дело в том, что подростки не могут понять, как это повлияет на их взрослую жизнь. Люди могут сказать, что им это помогло, но надолго ли? На два, пять, десять лет? Это очень легкомысленно».

Теперь она судится и болеет за то, чтобы улучшить качество лечения, предоставив нужную психологическую помощь, в расчете на то, что те, кто думает о переходе, «перерастут» свою гендерную дисфорию.

Кира Белл не одна такая, но говорить об этом на западе сейчас нельзя.


«Когда я вспоминаю, да, все было очень поспешно. Я бы хотела, чтобы была психиатрическая экспертиза. В конце концов, я чувствую, что следовало изучить, почему у меня были эти чувства, а не просто принять их такими, какими они были».
Кира Белл
трансгендер
4
Скандал с трансфобией
История с Джоан Роулинг сейчас - это резонансный случай. Ее обвинили в трансфобии только потому что она указала, что толерантность к трансгендерам мешает правам женщин напрямую. Например, когда стало можно, чтобы мужчины, просто заявлявшие о том, что чувствуют себя женщинами, могли бы выбирать женскую тюрьму, или заходить в женские раздевалки.
Сообщество трансгендеров борется за права, не принимая отказов.

Вообще, это просто иллюстрация современных тенденций, суть которых для меня сводится к побегу от тщетности. И к легитимизации этого побега в обществе.
Упрощение процедуры смены пола, введение языка, толерантного к трансгендерами, который при этом лишает женщин их прав и самобытности – вот практика этой легитимизации.


Если раньше можно было погрустить о том, что ты мальчик, даже если ты думал, что ты девочка, и это могло дать свои плоды, и это давало время, нужное для созревания самоидентичности, то теперь ты просто получаешь право стать девочкой и начать терапию в детском возрасте. Уже в 6 лет в некоторых странах ребенок принимает это решение.

Куча неадаптивных взрослых строят свой социум и вводят свои правила, и мы видим, как это выглядит на примере культуры остракизма (Cancel culture) – хейтерской реакции на мнение, высказанное против их предложений в соцсетях, мы видим призывы уничтожить и исключить из социума живого человека из-за несогласия. Это выглядит очень импульсивно, однобоко и незрело.
5
Всем нам зрелости
Почему я об этом написала, потому что мы обсуждали это в нашем родительском чате одновременно с тем, как ко мне не впервые на консультацию попадают родители с желанием смены пола у ребенка.

А почему это всех касается - потому что это про норму, которую придется соблюдать, и кое-где уже соблюдают, иначе рискуют быть подверженными остракизму. Это про нас, потому что наши границы меняются. И мы лишаемся силы быть проводниками к тщетности для детей.

Может быть, нашей страны это пока касается меньше всего, но тенденция такая, что очень легко получить поддержку против здравого смысла, вместо той, которая нужна ребенку и родителям. Новая культура не оставляет родителям инструментов помощи ребенку.
Условия не равны, когда тебе нельзя считать это проблемой, потому что так думать нетолерантно, а твоему ребенку уже пишут кураторы по смене пола из группы в интернете, которые не дадут ему уйти.

Нам очень важно не мириться с бесслезными синдромами, давая им все новые названия в справочниках расстройств. А думать о том, что можно искать помощи, смотря в сторону застрявших процессов развития. Думать, как девелопменталист – чего здесь не хватает ребенку? Какие процессы он не прошел, где его слезы и способности к адаптации? Что можно дать ему, чтобы развитие пошло своим ходом, и человек был независимым и сформировал зрелую идентичность.
Скоро: Марафон примирения для братьев и сестер в семье
2 недели работы в группе с Валентиной Ячичуровой