статья Валентины Ячичуровой

О гомосексуальности и трансгендерности

в подходе развития на основе привязанности
1
Рождение идентичности
Прежде чем говорить о таких сложных и деликатных темах, как сексуальная ориентация или гендерная идентичность, важно сделать шаг назад и посмотреть на понятие идентичности в целом. Кто я? Какой я? В чем мое место в мире? Ответы на эти вопросы формируют наше самоощущение, нашу идентичность – сложное и многогранное представление о себе.
Важно понимать, что идентичность – это не что-то однородное. Она соткана из множества нитей:
  • Наши личные качества, таланты и ценности.
  • Наши социальные роли (ребенок, родитель, друг, партнер, специалист).
  • Наша принадлежность к определенной семье, культуре, нации, группе по интересам.
  • Наши убеждения и мировоззрение.
  • И, конечно же, наше самоощущение как представителя определенного пола (гендерная идентичность) и то, к кому мы испытываем романтическое и сексуальное влечение (сексуальная ориентация).
Ключевой момент, который часто упускается из виду в современных дискуссиях: все эти аспекты идентичности не даны нам от рождения в готовом виде и не выбираются однажды утром по щелчку пальцев. Они развиваются, формируются и интегрируются на протяжении всей жизни, особенно интенсивно в детстве, подростковом возрасте и юности. Это сложный процесс, тесно связанный с нашим опытом взросления, качеством отношений с близкими и внутренним созреванием психики.
Именно с этой точки зрения – с пониманием идентичности (включая гендерную и сексуальную) как развивающегося конструкта, а не статичной данности – мы и подойдем к обсуждению вопросов гомосексуальности и гендерной дисфории в этой статье.

Есть разные взгляды на причины, ведущие к гомосексуальности или гендерной дисфории. Чаще всего, называется комплекс разных причин, я не хочу останавливаться на этом подробно, так как истина нам еще до конца не известна.

Другой вопрос, на котором мы можем задержаться - как люди приходят к пониманию своей гомосексуальности или к осознанию того, что их пол не соответствует их самоощущению.

Вот тут, если вспомнить о том, как происходит развитие, мы увидим, что приобретение самоидентичности - это процесс, занимающий время.

Гордон Ньюфелд говорит, что если люди не понимают плана природы, или не верят в развитие, то есть риск того, что они будут видеть формирование гендерной и сексуальной идентичности совсем иначе. Не как процесс.

Неправильное понимание идентичности:

  • Понимание идентичности, как чего-то догматичного

  • Понимание идентичности, как врожденной

  • Понимание идентичности, как выбора человека

  • Понимание идентичности, как завершенной в детстве

  • Мнение, что нужны усилия или образование ради формирования идентичности
Гордон Ньюфелд, PhD
клинический психолог, и психолог развития

Процесс самоидентификации – это процесс, состоящий из тех же этапов, через которые человек должен пройти, чтобы повзрослеть и раскрыть свой личностный потенциал.

Процесс самоидентификации – это процесс, состоящий из тех же этапов, через которые человек должен пройти, чтобы повзрослеть и раскрыть свой личностный потенциал. Это универсальный ортогенетический принцип Вернера: слияние -> дифференциация -> интеграция. Этот принцип верен и для правильного выхода ребенка в общество (слияние в привязанности -> становление своего "я" -> интеграция в социум без потери самобытности), и для того, как человек развивает свою идентичность – то есть, знания о себе.


Понимание, кто я такой, проходит через этапы:

  • Слияние: Ребенок идентифицирует себя со своими привязанностями, повторяет то, кем они являются, принимает их определения как свои собственные. Идентификация с группами, ролями, нацией происходит стандартно, через принятие из своей среды без критики.
  • Дифференциация: Происходит встреча и знакомство с отдельными, разными аспектами своей личности. Обнаружение множества черт, ролей, чувств – подходящих и не подходящих. Ребенок понимает, что не может относить себя категорично к одной группе или роли (например, "я – мачо мэн"). Он находит себя разным ("я и заботливый отец, и верный друг"), признает наличие в себе разных начал ("тут я один, а здесь – другой").
  • Интеграция: Завершающий этап, когда все многообразие аспектов личности интегрируется в одном человеке. Он понимает и принимает себя, знает, чему он "должен" отвечать (социальные ожидания) и чему его "я" отвечает на самом деле. Он осознает свою уникальность: "Я совпадаю по категориям с тем-то и тем-то, но в чем я отличаюсь?". Происходит самоопределение (включая гендерное и сексуальное) внутри социума и социальных установок, а иногда и вопреки им. Здесь возможен серьезный разговор о себе в этом мире, о том, что давит или подходит личности.

Идентичность - конструкт, который развивается со временем. Это продукт развития.
Завершение познания себя происходит уже во взрослом возрасте. Итогом будет, когда наша самоидентичность интегрирует в себя все наши идентичности. И там уже что получится, то и получится.
Именно поэтому глупо спрашивать трехлетнего ребенка - как ты думаешь, тебе больше нравится, быть мальчиком или девочкой?
А десятилетнего ребенка - кто тебе больше нравится - мальчики или девочки?

2
Роль среды огромна
Именно среда, в которой растет ребенок, и прежде всего – качество его отношений с заботящимися взрослыми, определяет, сможет ли он успешно пройти все этапы этого пути развития. Отношения привязанности, воспитание, опыт социализации – всё это влияет на возможность ребенка повзрослеть, пройти через необходимые стадии слияния, дифференциации и интеграции.

Если же среда небезопасна, отношения ненадежны или развитие по каким-то причинам блокируется, ребенок может "застрять" на ранних этапах. Он рискует не перерасти слияние, так и не узнать себя настоящего, не развить способность к адаптации – к примирению с тем, что невозможно изменить. Так что да, мы говорим здесь о том, как опыт отношений во многом формирует личность ребенка и траекторию развития его идентичности.

Что же происходит с формированием гендерной и сексуальной идентичности в таких условиях, когда естественный путь развития нарушен? На передний план выходят либо культурные стереотипы, которые человек усваивает некритично (оставаясь в слиянии), либо, наоборот, начинают влиять негативные динамики, заставляющие его от этих стереотипов яростно отбиваться, идти против системы. Тут важно, что он не выступает за сохранение своего, а просто отторгает чужое, которое должно было бы естественным образом влиять на него на этапе слияния или быть осмысленным позже.

  • Защитное отчуждение: Заставляет делать наоборот от общепринятого, бороться с системой. Человек бессознательно "замораживает" свои чувства и потребность в контакте, чтобы избежать повторения боли. Он может отвергать традиционные гендерные роли или сексуальные ориентации не потому, что глубоко познал себя и нашел нечто иное, а потому что само соответствие норме или принадлежность к группе ассоциируется с болезненной уязвимостью, от которой он защищается отчуждением. Идентичность определяется через отрицание и дистанцию, а не через позитивное самоопределение и интеграцию.
  • Неправильная иерархия: Толкает к отрицанию ценностей и традиций старших, мешает соответствовать канонам. Если ребенок или подросток занимает доминирующую, альфа-позицию по отношению к своим родителям или другим авторитетам, он инстинктивно не может от них зависеть и принимать их ориентиры. Здоровая идентификация на этапе слияния невозможна, если ты сам "главный". Это касается и культурных стереотипов о гендере и сексуальности, которые обычно транслируются старшими. Чтобы сохранить свою альфа-позицию, ему необходимо отвергать ценности и ожидания "слабых" или "некомпетентных" взрослых, которые не смогли занять ведущую позицию. Его несоответствие канонам (например, выбор нетипичной гендерной экспрессии, резкое отрицание традиционных взглядов на сексуальность) становится не результатом внутреннего поиска или зрелой дифференциации, а способом поддержания нарушенной иерархии, отрицанием авторитета взрослых. Это может выглядеть как бунт против "устаревших" норм, но корнем является нарушение динамики привязанности.
  • Манифестирующее противление: Заставляет отталкивать то, что подается как должное, желаемое кем-то другим, насаждаемое ему. Инстинкт противодействия заставляет нас сопротивляться любому ощущению принуждения, давления или контроля со стороны других. Если культурные или семейные ожидания относительно гендерного поведения ("мальчики не плачут", "девочки должны быть скромными") или сексуальной ориентации ("ты должен найти себе жену/мужа") воспринимаются как жесткое навязывание, как попытка лишить человека его воли, у личности с сильным противлением автоматически возникает импульс сделать наоборот. Его выбор нестандартного может быть продиктован не столько внутренним ощущением себя, сколько бессознательным стремлением отстоять свою автономию против воспринимаемого давления. Идентичность в этом случае становится формой протеста, способом сказать "нет" чужому контролю, даже если это идет вразрез с собственными глубинными потребностями или ощущениями.


Но если человек все же проходит эти этапы развития, он обретает зрелую идентичность, что бы там ни оказалось по итогу. В том числе, он может обнаружить и принять свою нетрадиционную ориентацию как часть своей интегрированной личности.

3
Избежать ошибок
Подход развития на основе привязанности не предлагает способы "исправлять" геев или людей, рожденных "не в своем теле".
Он может дать инструменты и инсайты родителям для заботы об истинном взрослении их детей. Это приведет к формированию зрелой идентичности и поможет избежать ошибок и заблуждений в интерпретации своего поведения, чувств и импульсов – в том числе, избежать поспешной интерпретации их как своей нетрадиционной ориентации или гендерной дисфории, если корни лежат глубже, в незавершенных процессах развития.
6 октября 2020 вышла заметка про передачу «Этим Утром» с Кирой Белл, трансгендером, которая жалеет о своем переходе, случившемся в 20 лет.

Ей назначили гормональные препараты в 16, позже удалили молочные железы.

Она считает, это было поспешное решение, и именно тяжелые чувства во время подросткового переходного периода следовало исследовать, и возможно, помочь ей их проживать, а не делать операцию.

«Вы не можете изменить свой пол», - заявила Кира. «Я имею в виду, ты можешь выглядеть определенным образом. Если бы вы пригласили меня, как пару лет назад, у меня была бы такая же история о том, что это спасло мне жизнь, и я в гораздо лучшем положении. Но дело в том, что подростки не могут понять, как это повлияет на их взрослую жизнь. Люди могут сказать, что им это помогло, но надолго ли? На два, пять, десять лет? Это очень легкомысленно».

Теперь она судится и болеет за то, чтобы улучшить качество лечения, предоставив нужную психологическую помощь, в расчете на то, что те, кто думает о переходе, «перерастут» свою гендерную дисфорию.

Кира Белл не одна такая, но говорить об этом на западе в 2020 нельзя. Кто бы мог подумать, что уже в 2025 все так изменится.


«Когда я вспоминаю, да, все было очень поспешно. Я бы хотела, чтобы была психиатрическая экспертиза. В конце концов, я чувствую, что следовало изучить, почему у меня были эти чувства, а не просто принять их такими, какими они были».
Кира Белл
трансгендер
4
Скандал с трансфобией
История с Джоан Роулинг сейчас – резонансный случай. Ее обвинили в трансфобии только потому, что она указала на конфликт между безграничной толерантностью к трансгендерам и правами женщин (например, допуск мужчин, заявивших о своей женской идентичности, в женские тюрьмы или раздевалки). Сообщество трансгендеров борется за права, часто не принимая отказов или возражений.

Вообще, это просто иллюстрация современных тенденций, суть которых для меня сводится к побегу от тщетности. И к легитимизации этого побега в обществе. Упрощение процедуры смены пола, введение языка, толерантного к трансгендерам, который при этом порой лишает женщин их прав и самобытности – вот практика этой легитимизации.
Если раньше можно было погрустить о том, что ты мальчик, даже если чувствуешь себя девочкой (и эта грусть, это принятие тщетности, могло дать свои плоды и время для созревания идентичности), то теперь ты просто получаешь право стать девочкой и начать терапию, порой в очень раннем возрасте. Уже в 6 лет в некоторых странах ребенок может принимать такое решение.

Куча неадаптивных взрослых строят свой социум и вводят свои правила, и мы видим, как это выглядит на примере культуры отмены (Cancel culture) – хейтерской реакции на мнение, высказанное против их предложений в соцсетях. Мы видим призывы уничтожить и исключить из социума живого человека из-за несогласия. Это выглядит очень импульсивно, однобоко и незрело.
5
Всем нам зрелости
Почему я об этом написала? Потому что мы обсуждали это в нашем родительском чате одновременно с тем, как ко мне не впервые на консультацию попадают родители с запросом о желании смены пола у ребенка.

А почему это всех касается? Потому что это про норму, которую нам всем, возможно, придется соблюдать (а кое-где уже соблюдают), иначе рискуем быть подвергнутыми остракизму. Это про нас, потому что наши границы меняются. И мы, как родители и общество, рискуем лишиться силы быть проводниками к тщетности для наших детей – к той самой способности принимать реальность, которая лежит в основе адаптации и зрелости.
Может быть, нашей страны это пока касается меньше всего, но тенденция такова, что очень легко получить поддержку против здравого смысла, вместо той поддержки, которая действительно нужна ребенку и родителям для прохождения пути развития.

Новая культура порой не оставляет родителям инструментов помощи ребенку в его естественном созревании. Условия не равны, когда тебе нельзя считать это проблемой (потому что так думать "нетолерантно"), а твоему ребенку уже пишут кураторы по смене пола из интернет-группы, которые не дадут ему уйти или усомниться.
Нам очень важно не мириться с "бесслезными" синдромами, давая им все новые названия в справочниках расстройств. А думать о том, что можно искать помощи, смотря в сторону застрявших процессов развития.

Думать, как девелопменталист – специалист по развитию: чего здесь не хватает ребенку? Какие процессы он не прошел, где его слезы и способности к адаптации? Что можно дать ему, чтобы развитие пошло своим ходом, и человек стал независимым и сформировал зрелую идентичность?
Скоро: Марафон примирения для братьев и сестер в семье
2 недели работы в группе с Валентиной Ячичуровой