Когда не нужно
верить в школу

Суеверие на счет социализации
Бывает, что о школе думать очень не полезно.

Я работаю с родителями с разными запросами. Часть проблем касается школы, отношений внутри коллектива и учебы ребенка, его успеваемости. Я вижу, какая огромная дань уважения и кредит доверия отдается школе и общему образованию ребенка. Как серьезно люди к этому относятся, что учеба начинает влиять на отношения внутри семьи.

Одну девочку при разводе определили в семью, с которой она раньше не жила. Теперь она вынуждена жить в другом городе, с чужой ей бабушкой, ходить в новую школу, и огромная часть проблем и ссор в семье происходит, потому что бабушка педагог переживает за ее учебу, что она не догнала программу, не успевает за другими. Вместо знакомства с новым подростком, бабушка стоит над душой с математикой и целыми днями думает о ее успеваемости.


Еще одно трогающее меня обстоятельство, тоже часто существует в нашей реальности. Это плохие отношения в школьном коллективе, буллинг, не включенные равнодушные, несправедливые педагоги. Вот когда родители приходят с этими проблемами, и мы пытаемся искать варианты, как помочь ребенку, то в обсуждении тоже виден колоссальный кредит доверия образовательным организациям. Туда даже сложно бывает посмотреть. Потому что есть определенный шаблон, отступать от которого тревожно.


При этом ребенка рвет по утрам, он не хочет в школу, или его кто-то там постоянно подстерегает, тревога не дает учиться и фокусироваться на материале. И мы понимаем, что ребенку нужна реабилитация, что он постоянно по врачам, что ему нужен психологический отдых от прошедшего года или четверти в школе после случаев там.


А знаете, что чаще всего говорят? А как же социализация? Принимая решение о переводе ребенка на семейное, или при обсуждении перерыва от школы, родители думают о социализации.


Мне очень хочется сказать, что если вы не идете в семейное, и остаетесь в школьной траектории только из-за тревог по поводу социализации ребенка, ради его будущего хорошего и качественного взаимодействия с другими, то оно того не стоит. Это и личное и профессиональное мнение.


Мы рассказываем, как с научной точки зрения ребенок становится встроенным в коллектив, на курсах Института Ньюфелда, например курс «Покой. Игра. Учеба. Создание условий для обучения дома», я сама воспитываю своих детей дома, без организаций, поэтому вижу, как это работает на практике.

О вере в школу

Есть некое суеверие относительно школы, будто школа – обязательный этап социальной жизни ребенка. Ведь дети идут в нее в тот важный период с 6 до 8 лет, когда происходит одна из ключевых трансформаций в их развитии в сложное существо.


Провал этой трансформации очень весом, он может произойти, человек может не пройти важные этапы взросления. Но незнание этих этапов взросления заставляет нас связывать пройденный этап с тем, где ребенок находится. Со школой, в этом есть ирония.


Дети попадают в школу и очень сильно меняются.

Они начинают учиться, собирать себе сумку, сидеть на уроках, выдерживать нагрузку и делать что-то прилежно, повторять до тех пор, пока не получают результат, двигаться вперед в познании. А еще они начинают сами общаться, секретничать, объединяться с кем-то или против кого-то, сталкиваться с разнообразием человеческих сознаний, быстро перенимают привычки друг от друга, они как будто бы живут своей социальной жизнью. Появляются новые друзья, когда все в классе перезнакомятся. И начинается новая веха в жизни.


Веха на самом дела начинается, но дети не то чтобы нуждаются в школе, чтобы научиться социальным навыкам, и чтобы стать встроенным в общество.

Это суеверие на счет школ сильно подпитывается совпадением вехи и транформации в сложное существо.


Социализация начинается не с класса

Люди меняют местами телегу с лошадью, считая, что привязанность – это социальная необходимость, так как люди социальные существа, и они в обществе вынуждены привязываться друг к другу.


На самом деле, привязанность - основа того, чтобы человек смог функционировать в обществе и встраиваться в него, не растворяясь в серую массу. Как растение, которое начинается с корней.


Как же он научится?
Этому не учатся, до этого развиваются эмоционально.
Нужно понимать, что дети постепенно взрослеют и начинают испытывать смешанные чувства в какой-то период времени, они больше не ощущают только что-то одно, а чувствуют и одни эмоции и тут же противоположные, которые тормозят их реакции. Так проходит детская импульсивность и начинается эра интегративного мышления.
Смешанные чувства дают старт для того, чтобы наконец по-настоящему учитывать чувства другого человека, когда ты ощущаешь свои чувства. Это сильно меняет социальные способности ребенка. Он в принципе становится способен на то, на что ранее, не придя к этому, способен не был.
Учесть другого. Учесть обстоятельства, а значит, потерпеть, и быть справедливым, объективным, тактичным и бережным к другим.


Когда у тебя смешанные чувства по отношению к кому-то – ты можешь с ним взаимодействовать адекватно, учитывая и его интересы и свои собственные, а не только настаивать на своем и давить.

Не научение социальным навыкам и эмпатии – приоритет для социализации, а сохранение связи, глубоких и теплых отношений, позволяющих в этих отношениях взрослеть, развивая интегративное мышление.

Застревание в развитии

Развитие происходит с начала – не с общения в коллективе, а с привязанности. И может, наоборот, быть остановлено давлением общества, меняющим ребенка, лепящим из него другу форму, нужную ему.

Если это общество – просто дети без присмотра взрослых, не ориентированные на взрослого наставника и учителя, а отбывающие свое время в классе, имеющие секреты между собой и свой собственный кодекс – оно будет править ребенка, который в него попадает.

Передача культуры от ребенка к ребенку создает общество бескультурных. Так как это общество незрелых. Об опасности ранней социализации и о том, как это тормозит процессы истинного взросления Гордон Ньюфелд написал книгу, ставшую бестселлером. Дети, привязанные к другим детям вместо взрослых, не смогут ни приобрести, ни сохранить самого себя.

Ориентированные на сверстников, дети будут легко менять свое мнение, в зависимости от того, с кем они общаются. Они не смогут остаться верными себе, когда наступит сложный момент, они будут склонны к компромиссам с собственной совестью ради того, чтобы остаться на своей социальной ступеньке.

Не быть в социуме – это нормально

При любом негативном воздействии социума на ребенка, которое на него влияет угнетающе, вредит его здоровью, заставляет его ожесточаться или гнаться за чужим одобрением – этот социум не та ценность, которую стоит беречь и превозмогать, чтобы в детском возрасте дать ребенку опыт социального взаимодействия.

Это никак не развивает способность ребенка встраиваться в общество без потери себя, наоборот, заставляет терять себя. Многие из нас легко отличают конформистов в коллективе от тех, кто уверен в себе и может возражать. Так, конформизму научиться можно, а иметь свое мнение не научиться, для этого понадобятся условия, свободные от давления коллектива в детстве.
Не надо за это держаться, не нужно искать этого. Период без друзей тоже может быть в жизни ребенка. Может быть даже период, когда ребенок никуда не ходит и начинает скучать по общению. Это можно исправить через какое-то время. Если ребенок уходит из школы для того, чтобы прийти в себя и через некоторое время начинает снова ходить гулять, записывается на кружки, то вокруг снова будут люди.
Но для социализации ребенка и это не требуется. Все придет с развитием и будет продемонстрировано при случае, когда бы ребенок ни нашел себе новых знакомых.

Сохранение оптимальной среды для ребенка - это приоритет для его социализации.


Не выбор лучшего коллектива – приоритет для социализации, а связи со своими родными и близкими, и покой в этих отношениях, буфер от ожиданий и давления. Это обязательное условие, остальное – нет.

Основная роль родителя в том, чтобы создать благоприятные условия для идущих процессов взросления и социализации в истинном понимании – сначала развитие индивидуальности ребенка, потом все остальное. И интеграция с обществом без потери себя.