В психологии развития привязанность – важная составляющая часть потенциала развития человека.
Важна она не столько сама по себе, сколько как обеспечение нужд растущего организма. Привязанность исключительно важна для ребенка в детско-родительских отношениях. И служит такая привязанность росту и развитию ребенка.
Не имеющий глубокой и безопасной привязанности ребенок будет хуже развиваться (Могу тут сослаться на базу Боулби, и работу с семьями Эйнсворт).
Хуже будет развитие во всех ипостасях:
• И как целостная самостоятельная личность
• И как интегрированная личность
• И как психологически-устойчивая личность
• И стрессовый ответ будет неадекватным: Агрессивность и депрессии – яркий маркер
• И здоровье страдает
• Проблемы с вниманием
• Проблемы с другими отношениями
Джон Боулби конкретно указывал, что младенцы, чьи нормальные потребности в чувствительной реакции и эмоциональной близости не были удовлетворены, «в том числе те, которые были склонны к ранней независимости», позже будут более зависимыми.
В начале жизни сформировавшаяся привязанность ко взрослому означает приказ выжить (исследования и эксперименты Робертсона и работа Шпица по анакликтической депрессии это подтверждают). Привязанность в ранние годы будет фактором развитой саморегуляции во взрослом возрасте благодаря удовлетворению основных потребностей значимым лицом (Это исследовал Алан Шор).
А еще это фактор обучаемости, так как привязанность запускает программу подражания и ориентирует на перенимание ценностей и жизненных принципов одного человека другим.
В целом детско-родительская привязанность влияет на способность быть в группе сверстников, способность к близким дружеским отношениям в детстве, и общение в группе в подростковом возрасте, а также способность формировать доверительные, невраждебные романтические отношения во взрослом возрасте (Кернс 1996).
На психологическую устойчивость и сохранение психического здоровья (способность не разрушаться под весом жизни) также будет влиять ранняя привязанность.
Одним из важнейших вопросов, изучаемых исследователями человеческого развития, является вопрос устойчивости: что определяет способность ребенка справляться с неизбежными стрессами и жизненными неудачами. Неоднократно доказывалось, что дети с историей надежной привязанности менее уязвимы к стрессу и лучше способны использовать возможности для развития. Более того, когда эти же дети переживают сложности и неудачи, их предыдущий опыт ощущения заботы о себе не стирается, поэтому он по-прежнему влияет на их реакцию на новую ситуацию. А это и есть возможность быть психически здоровым и выдавать адекватную реакцию, сохранять себя в трудностях.
Это ключи и для зависимостей. Габор Матэ пишет об этом. А подтверждение роли привязанности в манифестации зависимости описал биолог Стивен Суоми, который проводил строго контролируемые эксперименты с обезьянами. Эти исследования показали, что гены алкоголизма не проявятся, если привязанность будет безопасной. Генетически модифицированные детеныши обезьян, выращенные заботливыми матерями, будут менее склонны злоупотреблять алкоголем, чем другие обезьяны, и с большей вероятностью будут являться лидерами групп.
Затем в нем развивается активное послушание, а значительно позднее — действительное сознание, что для него это хорошо — слушаться матери."
Привязанность ребенка можно измерить.
Измерять привязанность – значит узнавать о человеке именно это. Хватает ли ему связи, чтобы чувствовать себя в безопасных отношениях, из которых он рано или поздно родится, как отдельная личность. Что конкретно замеряется?
Чувствует ли себя ребенок чувствует эмоционально защищенным благодаря хорошим отношениям, иными словами, удовлетворяется ли его потребность в безопасности, есть ли у него щит привязанности, которая его бережет от опасностей внешнего мира.
Абрахам Маслоу говорил еще о принадлежности, говоря о чувстве безопасности.
Измерить стандартизированным тестом привязанность можно с помощью Шкалы безопасности Кернс Kerns Security Scale, KSS (https://psytests.org/parent/kssM.html), разработанную Кэтрин Кернс в 1966 году, адаптированную в 15 простых вопросов об отношениях между ребенком и взрослым.
Результаты делятся на три категории в зависимости от процентной частотности:
1) ненадежная привязанность: наиболее проблемная четверть выборки детей, чей процентиль менее 25;
2) промежуточная категория, или условно надежная привязанность: в нее попадает половина выборки детей, у которых процентиль составляет от 26 до 75;
3) высоконадежная привязанность: наиболее благополучная четверть выборки, у которых процентиль более 75.
Это простой тест, с которым я и хотела вас сегодня познакомить.
май, 2024