Истинная вежливость - это плод взросления, достаточно зрелые люди чувствуют и другого и себя в один момент времени.
А чтобы почувствовать себя нужно время. Чтобы узнать себя нужно время на то, чтобы побыть собой. До взаимодействия и смешивания с другими, должно отрасти свое внутреннее Я.
Решение задачи в противоречивых мотивах:
«Быть со всеми» и «Оставаться самим собой».
Помимо того, чтобы быть со всеми, вписаться в коллектив, учиться реакциям, правилам общества, необходимо иметь некую автономность и точку зрения, которую можешь отстаивать даже перед обществом. Оставаться самим собой.
Быть со всеми без потери себя.
Многие добродетели состоят из конфликтующих импульсов - тянуть к себе и толкать от себя.
Пока ребенок не знаком со всеми своими различными мыслями, чувствами и импульсами по отдельности, они не могут быть смешаны. Ребенку должны быть знакомы как стремление заботиться о других, так и порыв причинить им вред; как импульс отобрать что-то у других, так и желание помочь им.
Форма уже найдется для духа.
Он будет вежлив – сможет проявлять уважение и радость в форме вежливости.
Он сможет извиниться – его сожаления примут форму слов – после того, как будет достигнута способность проявить эмпатию, и встать на место другого человека, несмотря на свои эмоции.
Раньше и разнообразнее общаться – никак не ведет к тому, чтобы человек шел своим путем и приобретал внутренний конфликт.
Если ребенок должен с раннего возраста делать все правильно и по-взрослому, не учитывая на то, что чувствуется верным, чего хочется, то процесс становления и переход к смешанным чувствам могут быть задавлены. Тут нет приглашения ребенку становиться самим собой, а есть жесткие рамки того, каким ему нужно быть.
«Быть со всеми» - его удел. Но не «Оставаться собой».Путь социализации включает в себя:
- ГОТОВНОСТЬ коры мозга в плане развития, чтобы учитывать и других и себя
- предварительную дифференциацию своих чувств ребенком
И он точно не начинается с общения и социальных ситуаций, где возможен конфликт.
Если бы нашему обществу был созвучен подход психологии развития, мы не ожидали бы от наших детей способности ладить друг с другом до того, как они разовьют смешанные чувства, говорит Ньюфелд.
Непонимание хода развития заставляет нас напрямую стремиться к плодам зрелости вместо того, чтобы насыщать корни и культивировать процессы, благодаря которым зарождается плод.
Автор: Валентина Ячичурова