Безопасные сексуальные отношения

как подросткам установить границы?

Когда мы говорим о сексуальном воспитании и просвещении детей, часто звучат мысли, что всякому цивилизованному отношению можно научить, можно научить безопасным отношениям, уважительным отношениям, установлению границ. Мы даже не видим ничего страшного в сексуальных отношениях подростков, ведь во главе угла – просвещение их как можно раньше.
Но в принципе не всякие отношения вообще подходящи для подростков. Учи не учи, например, вопрос личных сексуальных границ может быть решен просто со взрослыми, а когда в такие отношения вступают неготовые незрелые подростки, мы не можем рассчитывать на выученные ими правила, чтобы никто не пострадал.

Что такое вообще личные сексуальные границы?

Это напоминает мне способность отбрасывать совесть привязанности и действовать осознанно из своего актуального состояния, когда наше поведение не детерминировано полученными от родителей установками. То есть, в первую очередь, это о том, что у нас есть наши границы. Которые построены вокруг нашей личности.
Личность заполняет собой пространство внутри границ, она структурирована, в ней много смысла, загруженного в течение жизни, и, если кто-то в нас врезается, мы это чувствуем, потому что они затрагивают нашу сущность.
Но это требует некой зрелости личности.

Скажи нет - и я перестану
Когда подростков учат, как быть в близких сексуальных отношениях, уважая партнера, учат их правильному ненасильственному обращению с женщинами, например, учат спрашивать, куда можно прикасаться, не против ли она такого обращения, можно ли сделать это с партнером, можно ли потрогать тут, чтобы не перейти за рамки дозволенного — это лишь вспомогательный прием. Он называется «скажи нет - и я перестану». Мы не можем всерьез полагаться на него, говоря о воспитании сексуальной культуры.
Вторая часть уравнения в том, что личные границы будут проявляться там, где человек имеет способность выражать свое мнение несмотря на то, что ждут окружающие. Тогда же нам доступны здоровые отношения в паре, где люди уважают друг друга и не жертвуют собой ради близости.

Проблема в том, что многие подростки не скажут нет


Да и многие взрослые, находясь в интимных эксклюзивных, важных для них отношениях, которые имеют огромную ценность, а для многих и сверхценность, не скажут нет. Они не чувствуют, что вообще могут сказать нет в такой ситуации, расстроить кого-то, создать неловкость. И это по большей части зависит не от качества заданного вопроса, а от того, есть ли что-либо у человека помимо его текущих отношений, что бы поддерживало его самооценку, на что он бы мог опираться.
Например, чувство собственной силы и уверенности, приобретенное в детстве, психологическая устойчивость, которая приходит в результате проживания и восстановления после неудач, сформированное ядро личности, достаточно сильное, чтобы переживать отвержение и разрывы с привязанностями.

Процессы развития у человека занимают значительное время, только до 25 лет дозревает мозг до состояния взрослого. Тут очень большое влияние оказывают родительские фигуры и качество привязанности с ними. Сложное детство не позволяет отращивать опоры на себя. Небезопасность, пренебрежение, чувство покинутости и одиночества, эмоциональное онемение влияют на развитие и зрелость границ.


У подростков еще может не быть той сформировавшейся личности, которая бы уже отстроила все свои границы, и была бы достаточно сильной не предавать самого себя. Не сможет другой партнер предотвратить недопустимое, если человек сам не чувствует, что сейчас для него недопустимо. И не сможет партнер предотвратить недопустимое, если человек настолько в нужде по близким отношениям, что готов на все.

Границы и уважение к ним – это о зрелых людях.



Поэтому для культуры будет полезнее не обучать подростков, а бороться с сексуализацией детей.

Сейчас слишком много и слишком откровенно демонстрируются сексуальные отношения. Об этом слишком много разговоров в обществе. Гласностью решаются проблемы незнания, но не незрелости.
Проблемы с привязанностью и ориентацией детей на взрослых – тоже огромный влияющий на будущие здоровые отношения фактор. Как говорит в своей книге Гордон Ньюфелд, мы теряем своих детей слишком рано, оставляем их друг с другом до того, как выполним родительскую роль. Слишком ранние сексуальные связи становятся заменой для отношений близости.

Кто сказал, что подростки должны вступать в интимные отношения, и пытаться решать проблемы абьюза в них, а мы их учить правилам? Это так противоестественно несмотря на то, что стало нормой.

Самое обидное для развития в том, что мы зачастую не даем детям пройти с нами на нужную глубину отношений. Все быстрее и быстрее социализируем их. И в результате ранней социализации дети неприкаянны и не напитаны, подвержены созависимым отношениям, рано начинают половую жизнь, имеют поверхностные связи, поэтому часто меняют партнеров, и их легко использовать.


Статья написана на основе углубленного занятия курса "Подростки и сексуальность" канадского отделения Института Ньюфелда