У четырех-пятилетних детей нет ресурса удерживать в поле своего внимания нескольких друзей. Сразу страдает качество общения и игры становятся обидные и дурацкие, как обзывание, убегание, отрицание чего-то, отвержение, уничижение. И это нормально в их возрасте.
Так происходит инстинктивно, не из-за злобы, дурного влияния, или собственной неудовлетворенности, я их знаю. Не из неумения общаться нормально, с учетом интересов партнера. Это происходит из-за возрастной психологической незрелости. А, попросту, неготовности вступать в более сложные, не плоские отношения с коллективом, иметь с каждым свои отношения, и уметь их сочетать в одном пространстве. Они не способны.
Так бывает с любыми дошкольниками, даже теми, которые много тренируются в общении. Они могут даже прогонять то папу, то маму, то бабушку, если сейчас вся «емкость их внимания» занята игрой с другим родственником.
Их общение с ровесниками надо регулировать. Бессмысленно ругаться, заставлять играть иначе, и объяснять, как неприятно быть третьим лишним. Они прекрасно это поймут, и даже пообещают исправиться, но сдержать обещание будет за гранью их возможностей. Не стоит их обвинять или читать им нотации из-за их поведения. Этим вы добавите им чувства стыда и создадите ощущение, что вы выбираете кого-то другого вместо них.
Это не проблема воспитания, а проблема незрелости. Не стоит искать моральную подоплеку в поступках дошкольников, когда они не подпускают кого-то к себе. В этом нет злого умысла и эти дети не испорчены, они незрелы. Не настолько развиты их психические функции, насколько взрослым хотелось бы.
Им нужно помогать. Мы можем контролировать количество связей ради качества общения до тех пор, пока ребенок не будет достаточно зрел, чтобы входить в коллектив и не деградировать при этом. Или можем сами активно участвовать в знакомстве и общении с другими детками.
Вводить новых знакомых через общий разговор, помогать им распределить ресурсы в песочнице или поделиться с новеньким. Проговариваем правила добрососедства и шаг за шагом проводим детей через все возможные сложности, когда они знакомятся с кем-то новым.
Мы можем становиться для них центром, задающим тон игре, присутствовать.
Когда собралась компания из трех человек не помешает быть рядом и участвовать в игре, показывая, как взрослый справедливо относится ко всем участникам, и как можно сотрудничать, не исключая никого из игры.
Количество конфликтов будет значительно меньше, если дети под присмотром взрослых.