Девелопменталисты считают, что научить развитию нельзя, и навряд ли для развития нужны обучающие программы. Уже с момента зачатия все направлено на то, чтобы реализовать тот потенциал, который заложен в жизни, потенциал этот не ограничен, так как является общечеловеческим, это о развитии качеств, делающих нас независимым по-настоящему гуманным существом.
И достаточно теплых глубоких отношений, чтобы шло развитие.
Еще Сократ и Платон говорили о том, что настоящее образование – это не то, что мы вложили в ребенка, а то, что исходит от самого ребенка. Ребенок стремится стать самим собой.
Ребенок стремится стать личностью, которая хорошо уживается в обществе.
Он проявляет плоды своего развития.
Да, сейчас даже для сада существуют программы эмоционального развития, начиная от обучения детей эмоциям, до детской йоги, но, по большей части, эти программы призваны встать на помощь родителям и воспитателям и сделать из детей более удобных, или более спокойных.
Мы в арт-терапии говорим, что нужно идти за клиентом и прорабатывать те чувства, которые в нем есть. Тут же этого не предлагается, а, наоборот, предлагается обучение контролю над своими эмоциями.
В саду не станет полезно, потому что там есть разные «занятия» и курсы по развитию эмоционального интеллекта. Еще и когнитивный контроль через осознанность – всегда вторичен перед эмоциональной зрелостью.
У меня была клиентка, которая описывала все прелести сада, и говорила, может быть, я недостаточно хороша для того, чтобы воспитывать своего ребенка. Там же специальные люди, обученные заниматься с детьми.
Я спросила ее, чего она хочет, что она хотела бы увидеть? И вот это было не про чтение с трех лет, не про собирание паззлов. Она говорила о сдержанности, терпеливости, качествах, нужных для общения, о дипломатии. Я спросила затем, как, она думает, развивался бы ее ребенок, без садика, дома, с ней, была бы разница и в чем? Что такого могут дать или не дать в саду?
Она никогда не думала об этом, то есть, вообще, по умолчанию разница подразумевалась.
Особенно в части того, что там есть дети, и происходит тренировка общения.
В результате постоянного общения рождается сдержанность и дипломатия, думаю многие.
Но ведь до того, как учиться управлять эмоциями есть стадии распознавания, проживания всех эмоций по одной, и принятие их, там-то этого не предлагают.
В этом уже будет разница, и дома гораздо больше общения на эти темы, больше участия взрослого, чем в детском саду.
Все обучающие эмоциональному интеллекту описывают задачу социализации – научить детей быть добрыми друг к другу. Они хотят видеть их контролирующими себя.
Но прежде, чем они смогут контролировать себя, должна появиться возможность для чувствования одновременно разных чувств, которая развивается с готовностью мозга после 6 лет. Именно развитие, которое только начнется после готовности приведет ребенка к эмоциональной зрелости.
Мало кто задумывается о эмоциональной зрелости, мне кажется, я вообще не слышала о концепции
Незрелости до Ньюфелда, который как раз объединил в парадигму развития зрелость, привязанность и уязвимость.
Развитие эмоционального интеллекта - важная задача. Но, зачастую, к ней подходят без учета контекста привязанности и без учета эмоциональной готовности, зависящей от способности быть уязвимым, и хорошо чувствовать свои переживания.
Развитие эмоционального интеллекта дома имеет гораздо больше шансов и возможностей, исходя из этого. И знакомство с эмоциями и их названиями, и простор для того, чтобы быть самим собой происходит именно дома.