почему у нас семейное

Готовность к школе

Учеба – это лишь малая часть нашей жизни и воспитания детей.

Естественным образом развиваясь, потребность учиться у ребенка проявляется постоянно. Им нужно все больше и больше, они пробуют все новое. Начиная со вкусов еды и предметов, того, как открывается шкафчик, того, что получится у них нарисовать. Поэтому готовность к обучению у ребенка вообще-то присутствует всегда. Но не всегда ребенок готов к получению образования по программе к 7 годам.


Первая разница в том, что в программе есть элементы, которые довольно искусственны, до чего сложно дойти самому, и их в любом случае детям подают. Раздел «надо, значит надо».

А вторая разница в том, чтобы учиться в школе, а не продолжать жить-и-учиться, как делалось до школы по большей части.


Готовность ребенка к школе - это прямо особая готовность учиться.


Потому что есть несколько нюансов. Что ж. По своему ребенку вижу, что в 9,5 лет он не готов учиться в школе.

Я хорошо знаю его способности и оцениваю важные факторы, которые дают ему учиться, хорошо влияют на его прогресс, оцениваю и те факторы, которые ему будут очень сильно мешать.


Что именно нужно, чтобы учиться в школе:


• Академическая зрелость, когда ребенок достаточно зрелый, чтобы учиться вне контекста привязанности и игры. Абстрактное мышление появляется у ребенка не сразу, а если изучаемый материал больше имеет отношение к абстрактным теориям, то учиться будет очень сложно. Ребенок для изучения некоторых вещей должен просто дорасти, и у каждого, ведь, свое время, когда это придет. Это большой минус стандартных программ для меня, и вообще идеи того, чтобы идти по программе. Нужно учитывать все условия из дано, видеть подвох, понимать гиперболу и метафору, оценивать явление с разных сторон одновременно, видеть тезис и антитезис. Это нужно и для планирования и понимания последствий своих действий.


• Зрелость в отношениях, когда ребенок способен поддерживать контакт и близость со своим взрослым вне дома, находясь на расстоянии, тем самым снижая стресс от разделения и риск переориентации на ровесников. И это тоже важный аспект. Если говорить про школу, когда отношений с учителем нет и быть не может – не тот человек попался. Тогда связь с родными может помогать ребенку и в школе, все-таки, вера в то, что ты сам по себе хороший и важный человечек, помогает выдерживать моменты, когда тебе одиноко и не на кого опереться, некому жаловаться, некому принимать твои эмоциональные всплески. Все это по-хорошему, может быть принесено домой в виде рассказов, а пока ребенок там, он будет хранить в себе эту веру, это чувство собственного достоинства, уверенности в том, что он справится. Когда привязанность глубока – связь через эту веру и поддерживается. Я значим, я имею значение для мамы, я могу, я в порядке, я имею право быть.



• Психологическая устойчивость. Сердечная мягкость, не очерствевшее сердце ребенка, когда ребенок способен легко испытывать уязвимые чувства. Но и одновременно устойчивость, которая у каждого ребенка растет в своем темпе, по мере опыта проживания неудач и восстановления после них. Когда сложности не выбивают из колеи, а позволяют продолжать пробовать, оставаться в учебном процессе, воспрянуть духом после периода огорчения, и повторить попытку. Иногда возможность ребенка не просто прожить свои уязвимые чувства, а отложить их на потом, возведя временные защиты. А вернуться к переживаниям дома, в безопасном месте, там, где это уместно и где ощущается поддержка и принятие этих эмоций. Это важно и для уменьшения буллинга в классах, чтобы не привлекать на свою боль, когда плохо, тех, кто может уязвить тебя еще больше. И для того, чтобы дети были чувствующие, не ожесточенные постоянно, чуткие друг к другу, более бережные и тактичные. Это важно и для того, чтобы в процессе учебы царила находчивость – способность принять то, что один способ не работает и решение не выходит верным, и попробовать другой способ, который придет на ум.



• Эмоциональная зрелость, когда ребенок способен к эмоциональной интеграции, смешиванию и уравновешиванию конфликтующих элементов. Неплохая интеграция эмоций (две и более эмоции обрабатываются одновременно, и являются противовесами друг для друга) рождает трудолюбие и нравственную развитость. Это про способность ощущать противоположные эмоции – тормозить свои импульсы, свою активность, сдерживать агрессию, быть вежливым, становиться терпеливым, вдумчивым, самокритичным, уметь прощать, заставлять себя что-то делать, высиживать уроки, продолжать, когда скучно, быть усидчивым. А также для того, чтобы направлять свое внимание, фокусируясь, когда это требуется.


• Социальная зрелость, тоже интеграция, только социальная, когда ребенок способен совмещать без потери отдельности, думать о других, кооперироваться, вступать в партнерство, доносить свои идеи и находить компромиссы, при этом не идя на поводу у других, а придерживаясь своих ценностей, оставаясь самим собой.




Я уже говорила, как определять, какая педагогика больше вам подойдет. С учетом того, насколько ребенок развил свою зрелость (может быть она застопорилась и не идет, и оттуда масса проблем с обучаемостью) -

Для своих детей я выбираю то, что им подходит, и пока мы на семейном обучении со старшим.


Лучшей стартовой площадкой для развития ребенка и поддержания его внутренних процессов в хорошем состоянии является дом, семья и благоприятные условия для созревания.


То, что не потянет его назад.

И если я знаю, что нам важна привязанность, я не предложу ему учиться онлайн до поры до времени (попытки есть и очередная в августе) или учиться в коллективе, где педагог навряд ли понимает важность отношений и внимания к личности ученика.



И если я понимаю, что академически и эмоционально ребенок не воспримет обучение в системе, я не учу тому, и там, где это прямо сейчас от него требуется. (как чувствую, что что-то готов воспринять – то попробую давать через наши с ним отношения, задействуя свой мамский потенциал влияния). Ну вот так и получается, что у нас индивидуальная образовательная траектория, учитывающая и теорию развития на основе привязанности, гибкая и работающая для нас.