Об ответственности в процессе учебы
Многим детям не хватает ответственности ни в том, чтобы следить за своими ручками, тетрадками, собирать портфель. Ни в том, чтобы следовать расписанию, приезжая куда-то к нужному времени и нормально самостоятельно собираясь туда. Ни в том, чтобы идти самому по программе, открывая темы и выполняя нужное задание.
Мне бы очень хотелось, чтобы ребенок научился учиться, то есть, сначала учили ребенка, а потом ребенок бы учился самостоятельно. Но, например, с моим старшим ребенком, мы еще не дошли до этой цели, хотя он на семейном обучении с первого класса.
Неготовность проявляется как раз в том, что ответственность он пока не берет. Нам, родителям, очень хотелось бы побыстрее скинуть всю ответственность на ребенка. Особенно за его учебу. Но вот у высокочувствительных детей прогресс и созревание в этом плане не такие быстрые.
Самого простого, ответственности за свои тетрадки и книжки - ее практически нет. Я их покупала и инициировала использование, понятно, что тут он не чувствует авторской позиции вообще. Он не знает, где они лежат, и теряет все в одном столе и одном шкафу. Я организовала отдельные пластиковые коробочки под каждый предмет, и теперь он найдет нужное, если я положила вещи на место, сам на место он положит не всегда. Может оставить горой лежать на принтере.
И только в других местах, не касающихся учебы, я вижу, что способность быть ответственным понемногу прогрессирует. Записавшись в библиотеку, он сам набирает груду книг, сам их читает, и знает, где их взять, чтобы сдать их обратно. Но если не сказать продлить книги, он их просрочит. Тут я делю ответственность с ним, и не могу переложить ее, так как он ее не возьмет. Зато, когда они с друзьями договариваются сделать пикник, он носит уме дату и время встречи, постоянно уточняет, сколько еще осталось и ведет себя, как ответственный автор этой идеи.
Если же ему требуется воля, чтобы учиться, то я могу сказать, что ее пока хватает. У него есть воля заниматься уроками тогда, когда ему этого не хочется. Он развил эти волевые качества за последние два года, собственно, с этих пор мы и стали заниматься академической учебой понемногу. Но при этом, этого недостаточно, чтобы я назвала его ответственным, воля – это совсем про другое.
Что не так с учебой? И чем помочь?
Думаю, что вы уже догадались, что если человек не имеет ощущения авторской позиции, безразличен к результату, или к тому, кто просит результат, или же не имеет развитого интегративного мышления, то сложно ожидать в этом ответственности.
Если у вашего ребенка, как у моего, сложность с тем, чтобы учебу увидеть своей областью, то и работать нужно над этим. Как это делалось во все времена – придумывались интересные, затягивающие занятия, полные игры, где ребенок бы ощущал себя добровольным участником и автором происходящего, субъектом. Это следование за интересом или свободное образование, деятельностный подход, проектные методики.
Однако, чтобы свое Я отделилось от общей массы, и чего-то захотело вообще, сперва придется поработать над привязанностью, создав условия, в которых ребенок не будет ощущать дефицит принятия, одобрения, и обретет уверенность в себе. Если это есть, то можно это проявить и в учебе.
В случае, когда у ребенка сложности с импульсивностью, с неразвитой волевой сферой и работоспособностью, тут нужно стимулировать интегративное мышление, либо подождать его естественного развития. Возможно, ребенок еще мал, чтобы иметь нужные емкости для одновременных чувств. Возможно, что он дорос, но не развил эти сложные функции. Тогда нам следует задуматься над чувствительностью ребенка. Может ли он еще чувствовать в принципе, или он никогда не говорит о чувствах и не осознает их? Так он и не заметит этого внутреннего конфликта.
Где его мягкое сердце, чтобы чувствовать? Почему он закрылся и ожесточился? Не боится ли он пробовать и разочаровываться, не боится ли подвести нас?
Может быть, слишком много стыда и страхов вызывали мы у него? Наша культура преклоняется перед идеей отсутствия страха, для нас плохо, если ребенок боится. Мы не допускаем слез ребенка, нам важно, чтобы дети не плакали и не расстраивались. Вот те вопросы, которые мы будем решать, и это также приведет нас к не ранящему общению и экологичным отношениям привязанности в семье.
Дети должны проживать жизнь, наполненную полноценными чувствами, и позитивными, и негативными, чтобы подготовить площадку для способности смешивать чувства и формировать волю. Им понадобится самоконтроль, когда они решат все-таки взять на себя ответственную роль.
Помощью от нас также будет подсказка, какие чувства, как называются, и как люди могут их выражать еще. Для этого здорово было бы делиться тем, как мы сами выражаем разные чувства. Дети могут перенять от нас эти способы.
Затем мы сможем дать им примеры того, как нас накрывали смешанные чувства, мы можем рассказывать о своих внутренних конфликтах, сомнениях, точках зрения с той и с другой стороны одновременно. Когда нам хотелось все бросить, но наша любовь нас толкала остаться. Когда было тяжело, но результат того стоил. Затем помощью будет возможность порефлексировать вместе с ними о их сложных чувствах, которые они осознают.
Чем сложнее становится сознание ребенка, тем больше он будет склонен именно так сложно смотреть на вещи, развивая внутренние моральные качества, и учитывать тот контекст, в котором ему предстоит принять решение. Что в результате приведет к проявленной ответственности.