статья валентины ячичуровой

Как научить ребенка быть ответственным?

Что такое ответственность, и как она приходит в учебе
Ответственность – это, личное, персональное качество, которое делает человека способным на ответственное отношение к чему бы то ни было.
В. А. Сухомлинский связывал ее с совестью, ответственность характеризует способность личности самостоятельно формулировать нравственные обязанности, требовать от себя их выполнения и осуществлять самооценку и самоконтроль.
Ответственность проходит этапы становления и созревания, как и любая добродетель. Люди с ней не рождаются. И в результате развития, зрелый человек приобретает себе черты ответственной личности, и мы можем замечать плоды созревшей ответственности, как количественные, так и по сферам жизни, на которые она распространяется. Во многом плоды ответственности будут зависеть от морального роста и развития человека.

Ответственность с эмоциональной точки зрения – это всегда смешанные чувства.
Так как ответственность ощущается и проявляется в ситуации моральной дилеммы, то есть в ситуации противоположных переживаний и свободного выбора действовать по определенному внутреннему велению. Тогда как если человек действует под влиянием внешних обстоятельств, мы не можем говорит о том, что он ощущает ответственность. Чувство ответственности — эмоциональное переживание, сопровождающее и обеспечивающее самоконтроль, - писал Д. И. Фельдштейн. Итогом эмоционального небезразличия становится соблюдение принятых на себя норм и задач.
Какие компоненты эмоционального переживания включает в себя ответственность?
Ответственность - продукт созревания авторской позиции по отношении к чему-то. Она включает небезразличие к чему-то, ну или хотя бы заинтересованность в том, чтобы дело было реализовано, небезразличие к делу или деланию.


Я рассматриваю ответственность не как то, что можно дать, но и как то, что нужно взять на себя. Вы бы обманывали себя, если бы думали, что ваш ребенок стал ответственным, потому что вы ему поручили какое-то дело или вменили какую-то обязанность. Каждый ребенок должен еще и взять это в исполнение. Это значит, почувствовать главенство в определенной области задач, понять, что это моя область задач и только я могу распорядиться в ней так, как это задумано. А без меня само собой оно не случится.
Прочувствовать, что это мое дело, дело, принадлежащее мне, и именно я его свершаю. Такой вот я свершатель. Это проактивная авторская позиция, позиция человека, который принимает себя во главе дела, и смотрит на дело уже с этой точки зрения. Он никогда не забудет про это дело, потому что он его автор. В отличие от того ребенка, которого если не допинать, то он не дойдет до исполнения.
Кстати, именно поэтому ответственность часто идет рука об руку с виной. Если ты – тот, кто выбрал делать, и тот, кто все сделал, то и проблемы и ошибки также принадлежат тебе.

Чем лучше развита возможность прогнозировать последствия и способность префронтальной коры ограничивать и контролировать свое поведение волевыми решениями, тем легче и правильнее будет реализовываться ответственность. Но и без этого ответственность может проявляться, хотя бы в виде намерения и решительности, с которой человек делает моральный выбор. Хотя, тут мы не можем говорить, что человек способен довести начатое до конца. Однако, переживание за результат и активная позиция ребенка не позволят нам назвать его безответственным.

А. С. Макаренко считал ответственность социальным качеством личности, связанным с зависимостью. Он утверждал, что ответственность возникает в отношениях, когда кто-то зависит от другого, когда кто-то находится в беде или не может достичь желанной цели без участия другого, когда сам человек считает, что от его труда и усилий зависит судьба общего дела. То есть, условно, человеком представляется определенная область задач, на которой он хозяин и распорядитель, и никого больше нет, кто бы хозяйствовал в ней же. А то, что другим важно его участие, является дополнительным мотивирующим фактором, влияющим на небезразличие и заинтересованность в результате. Ведь мы и правда социальные существа, и чужая зависимость от нас стимулирует нас инстинктивно взять на себя роль обеспечивающего, заботящегося и помогающего. В этом Макаренко был прав. Если ребенок чувствует себя ответом на нужды другого человека, если ощущает себя ведущим, осведомленным, то он и будет ориентировать, направлять, спасать, брать на себя решения, вкладываться, жертвовать ради дела. Ощущение себя лидером и доминирование над другими, нуждающимися в тебе, очень сильно усиливают ответственную позицию. Количество взятых на себя обязательств, уровень жертвенности, терпеливость растут.
Как научить ребенка быть ответственным?
Это очень интересный вопрос. В процессе воспитания детей мы пытаемся сделать так, чтобы они соответствовали нашему идеальному образу или, как минимум, обладали некоторым набором добродетелей. Очень часто мы действуем прямолинейно, так как будто бы это навык, который можно натренировать.
Психологи развития доказали, что ряд способностей приобретается ребенком спонтанно, в результате собственных внутренних процессов, без необходимости воспитания их родителями. Ответственность – такое качество, которому нужно время для развития, которое возникает только тогда, когда человек становится на путь зрелости.
Самость ребенка должна быть уже развита достаточно, чтобы отделять себя от других: от семьи и друзей. Отделять свои чувства, свои желания, отделять свои решения от желаний и решений других.

Нужно не только знать, что такое хорошо, а что такое плохо, чтобы осуществить ответственный моральный выбор, но и сесть самому за руль управления своей жизнью, взять на себя обязательства через прочувствование главенства в некой ситуации.
Как развивается авторская позиция?

Сначала ребенок должен попробовать сам чего-то похотеть. Без этого никак. Это должен быть разный опыт, опыт хотеть плохого: кричать на кого-то, бить других, ломать игрушки, протестовать; и хотеть хорошего: создавать, заботиться о других, получать удовольствие, признание, быть благодарным, хотеть помочь. Ребенок познакомится со всеми своими различными мыслями, чувствами и импульсами по отдельности, создавая базу чувств на будущее.

Нужна возможность попробовать реализовать свои желания, чтобы получить ощущение собственной силы. Как можно выработать ответственность, если не иметь опыта осуществления своих идей, если не иметь опыта тренировки в успехе и провале, не иметь шанса быть неправым?
Поэтому надо позволять ребенку проявлять инициативу.

Важно давать возможность ошибаться без навешивания чувства вины. Не стоит ждать, что ребенок вынесет урок из ошибки, пока идет просто наработка опыта. Если не происходит ничего критичного почему бы не промолчать?

Мой ребенок в два с половиной года все время наливал слишком много воды в кружку. То есть, он льет, пока она вся не вытечет из бутылки, она повсюду, на стуле, на полу. Он так играет. Понимая, что как таковой ответственности в нем еще нет, я не требую, чтобы он помнил, к чему может привести разлитая на полу вода, я просто иду и вытираю ее. Он не может соотнести объемы кружки и бутылки, но чего я добьюсь, если буду критиковать его за это или обзывать, или кричать, что он повторяет это действие снова и снова, и пора бы запомнить, что в бутылке больше объем воды? Он перестанет пробовать. Идея взяться за эксперименты с водой может начать пугать его. Он может вообще потерять этот свой детский непосредственный интерес к устройству мира.

Зачем я буду пытаться делать за природу ее работу и учить его учитывать свой опыт, пока он действительно не способен на такое? Да и прежде, чем понять, что вода может перелиться через край, надо сначала увидеть такое явление, как перелившаяся вода. Чтобы быть автором, нужно не бояться пробовать и иметь опыт успеха в самостоятельной деятельности.
Небезразличие

Небезразличие и заинтересованность в том или ином результате рождаются из способности чувствовать уязвимые эмоции, из состояния благополучной неожесточенности, мягкого сердца. Это возможно, если ребенок не живет в перманентной враждебной среде, наполненной страхом, чувством стыда, чувством одиночества. Мягкое сердце – это возможность любить и переживать за других, иметь интересы, которые радуют и греют, быть ранимым и эмпатичным.

Родительская задача – растить детей так, чтобы одновременно охранять их мягкое сердце и быть защитой от внешнего мира. Я уверена, что это важнейшая составляющая эмоционального развития, а именно это нам нужно для ответственности.
Сперва требуется время для созревания нужной «емкости мозга» для смешивания.
Самодисциплина

Самодисциплина приходит с развитием способности к самоконтролю. Чаще всего именно ее не хватает, чтобы все задуманное воплощалось.
Например, для ответственности, как это объясняют нейрофизиологи, нужно не просто ощутить смесь небезразличия, главенства, собственных желаний, а сперва требуется время для созревания нужной «емкости мозга» для смешивания. Процесс взросления идет дальше, мозг все раннее детство готовился, если ничего не мешало, то он теперь будет использовать ранее незадействованный функционал в префронтальной коре, обрабатывая сразу несколько ощущений. Это и есть нужная нам область, орбитофронтальные участки начинают активно расти и использоваться после 5-7 лет. Пока тут не произойдет развитие, ни о каком самоконтроле и речи быть не может.


Для чего нам нужна способность мозга обрабатывать одновременно несколько чувств, иными словами, интегрировать разноплановое в одно целое, не упуская из виду составляющие. Это хороший бонус к управлению своим поведением.


Когда одновременно хочется погулять подольше, но и выполнить заданный на дом проект хотелось бы тоже, ребенок не идет на поводу первого, а рассматривает сразу оба конфликтующих желания. В голове удерживаются две идеи, два воображаемых финала, что выйдет из того, что хочется сделать прямо сейчас и из того, что получится, если этого не делать. Появляется перспектива будущего. Посещать музыку не хочется, но хочется научиться играть на инструменте, выступить с финальным концертом.

Начинает работать накопленный опыт действий и результатов. То есть, наконец-то, доходит, что последствия, которые наступят потом, очень связаны с тем, что происходит сейчас. Если нужно прибраться, чтобы покататься по квартире в чемодане - это тоже уже не вызовет проблемы, это становится доступно спонтанному пониманию ребенком.

Самоконтроль – это желание сделать так, как нужно и чувство сопротивления, переживание трудности выполняемого одновременно. Чем дольше ребенок развивается, чем больше у него склонность к естественному самоконтролю, тем больше он сможет проявить самодисциплины. Можно было бы сказать «чем старше ребенок», но возраст и зрелость - это не всегда связанные вещи.

Поначалу в доинтегративный период, в 5-7 лет, хорошие намерения могут быть легко преданы забвению в процессе. Вроде бы хотел показать младшей сестре, как ездить на самокате, но заигрался и катался один. Собирался остановиться на краю дороги и подождать маму, но увидел папу, и рванул через дорогу. Но благодаря постоянному опыту интеграции нескольких импульсов, это изменится.

Лет в 8-10, даже находясь во власти эмоций, ребенок сможет отложить мгновенную реакцию, и подумать, так как ему в голову будут приходить противоположные эмоции, уравновешивающие его состояние, это будет тормозить его. Дети с развитием перестают быть импульсивными, естественное торможение и замедление должно прийти на смену реактивности. Это повлияет на фактор осознанного морального выбора. Вспомнить о других, погулять с собакой, об обязанностях, даже если заигрался с другом. Несмотря на усталость, довести свой велосипед до дома, а не бросить в кусты на полдороге, как это сделала бы малышка.
Об ответственности в процессе учебы

Многим детям не хватает ответственности ни в том, чтобы следить за своими ручками, тетрадками, собирать портфель. Ни в том, чтобы следовать расписанию, приезжая куда-то к нужному времени и нормально самостоятельно собираясь туда. Ни в том, чтобы идти самому по программе, открывая темы и выполняя нужное задание.


Мне бы очень хотелось, чтобы ребенок научился учиться, то есть, сначала учили ребенка, а потом ребенок бы учился самостоятельно. Но, например, с моим старшим ребенком, мы еще не дошли до этой цели, хотя он на семейном обучении с первого класса.
Неготовность проявляется как раз в том, что ответственность он пока не берет. Нам, родителям, очень хотелось бы побыстрее скинуть всю ответственность на ребенка. Особенно за его учебу. Но вот у высокочувствительных детей прогресс и созревание в этом плане не такие быстрые.


Самого простого, ответственности за свои тетрадки и книжки - ее практически нет. Я их покупала и инициировала использование, понятно, что тут он не чувствует авторской позиции вообще. Он не знает, где они лежат, и теряет все в одном столе и одном шкафу. Я организовала отдельные пластиковые коробочки под каждый предмет, и теперь он найдет нужное, если я положила вещи на место, сам на место он положит не всегда. Может оставить горой лежать на принтере.

И только в других местах, не касающихся учебы, я вижу, что способность быть ответственным понемногу прогрессирует. Записавшись в библиотеку, он сам набирает груду книг, сам их читает, и знает, где их взять, чтобы сдать их обратно. Но если не сказать продлить книги, он их просрочит. Тут я делю ответственность с ним, и не могу переложить ее, так как он ее не возьмет. Зато, когда они с друзьями договариваются сделать пикник, он носит уме дату и время встречи, постоянно уточняет, сколько еще осталось и ведет себя, как ответственный автор этой идеи.

Если же ему требуется воля, чтобы учиться, то я могу сказать, что ее пока хватает. У него есть воля заниматься уроками тогда, когда ему этого не хочется. Он развил эти волевые качества за последние два года, собственно, с этих пор мы и стали заниматься академической учебой понемногу. Но при этом, этого недостаточно, чтобы я назвала его ответственным, воля – это совсем про другое.



Что не так с учебой? И чем помочь?

Думаю, что вы уже догадались, что если человек не имеет ощущения авторской позиции, безразличен к результату, или к тому, кто просит результат, или же не имеет развитого интегративного мышления, то сложно ожидать в этом ответственности.
Если у вашего ребенка, как у моего, сложность с тем, чтобы учебу увидеть своей областью, то и работать нужно над этим. Как это делалось во все времена – придумывались интересные, затягивающие занятия, полные игры, где ребенок бы ощущал себя добровольным участником и автором происходящего, субъектом. Это следование за интересом или свободное образование, деятельностный подход, проектные методики.

Однако, чтобы свое Я отделилось от общей массы, и чего-то захотело вообще, сперва придется поработать над привязанностью, создав условия, в которых ребенок не будет ощущать дефицит принятия, одобрения, и обретет уверенность в себе. Если это есть, то можно это проявить и в учебе.

В случае, когда у ребенка сложности с импульсивностью, с неразвитой волевой сферой и работоспособностью, тут нужно стимулировать интегративное мышление, либо подождать его естественного развития. Возможно, ребенок еще мал, чтобы иметь нужные емкости для одновременных чувств. Возможно, что он дорос, но не развил эти сложные функции. Тогда нам следует задуматься над чувствительностью ребенка. Может ли он еще чувствовать в принципе, или он никогда не говорит о чувствах и не осознает их? Так он и не заметит этого внутреннего конфликта.

Где его мягкое сердце, чтобы чувствовать? Почему он закрылся и ожесточился? Не боится ли он пробовать и разочаровываться, не боится ли подвести нас?
Может быть, слишком много стыда и страхов вызывали мы у него? Наша культура преклоняется перед идеей отсутствия страха, для нас плохо, если ребенок боится. Мы не допускаем слез ребенка, нам важно, чтобы дети не плакали и не расстраивались. Вот те вопросы, которые мы будем решать, и это также приведет нас к не ранящему общению и экологичным отношениям привязанности в семье.


Дети должны проживать жизнь, наполненную полноценными чувствами, и позитивными, и негативными, чтобы подготовить площадку для способности смешивать чувства и формировать волю. Им понадобится самоконтроль, когда они решат все-таки взять на себя ответственную роль.


Помощью от нас также будет подсказка, какие чувства, как называются, и как люди могут их выражать еще. Для этого здорово было бы делиться тем, как мы сами выражаем разные чувства. Дети могут перенять от нас эти способы.

Затем мы сможем дать им примеры того, как нас накрывали смешанные чувства, мы можем рассказывать о своих внутренних конфликтах, сомнениях, точках зрения с той и с другой стороны одновременно. Когда нам хотелось все бросить, но наша любовь нас толкала остаться. Когда было тяжело, но результат того стоил. Затем помощью будет возможность порефлексировать вместе с ними о их сложных чувствах, которые они осознают.

Чем сложнее становится сознание ребенка, тем больше он будет склонен именно так сложно смотреть на вещи, развивая внутренние моральные качества, и учитывать тот контекст, в котором ему предстоит принять решение. Что в результате приведет к проявленной ответственности.