Оставить ли детей в покое в этом новом дивном мире гаджетов?Нет, не думаю так.
Есть потребности, которые детьми не осознаются. Миром онлайна не удовлетворяются.
При всей массе возможностей и новых открытий, которые ждут детей, при том, что им учиться и работать преимущественно через онлайн, это не повод оставлять их в цифре на их усмотрение.
Много проблем и зависимость от интернета в том числе происходят потому, что там не удовлетворяется ряд потребностей, хотя это так кажется.У детей есть потребности в привязанности, у них есть потребности чувствовать удовлетворение от взаимодействия и предъявления себя другим, чувствовать, что другие люди одобряют и принимают их, рады их существованию. Что это, как не одна из родительских задач?
Кто-то может использовать их стремления против них, делая их такими, какими им становиться совсем не нужно, разрушать их. Дети могут зацикливаться на той популярности в сети, которая считается признаком принятости. Но цифровой мир легко может ранить, отвернуться от тебя или "отменить" твое существование вовсе.
В результате остается просто постоянный голод по общению, по людям, по чувству себя не одинокими.
Доступность интернета мешает естественной потребности найти самого себя, и побыть со своими мыслями наедине. Вместо того, чтобы рефлексировать дети легко могут бесконечно серфить. И тогда они не выносят скуку, она их убивает. Тогда происходит постоянная жажда развлечений, контента, заполнения головы чем-то, помимо своих мыслей. Все больше и больше, каждый день. Много шума, который не волнует, который не заставляет переживать или меняться, создается иллюзия жизни.
Оставлять ли детей в покое?
Нет, наша задача их потребности удовлетворять в детстве, чтобы они выросли устойчивыми и адекватными взрослыми. Давайте посмотрим, что от нас зависит, как рассматривает этот вопрос Гордон Ньюфелд.1. Во-первых, мы должны удовлетворить их потребности прежде, чем отпустим их в их онлайн миры. Мало ли что там будет происходить, нам надо убедиться, что дети получили от нас необходимое, тогда можно дать девайсы. Побыли, поговорили, пообнимались с детьми – можно предложить и мультики посмотреть.
Готовность засесть за компьютер должна быть проверена каждый день. Спросите себя, готов ли мой ребенок сегодня:
- напитан ли ребенок вашим вниманием сейчас
- есть ли у него желание делать что-то самому, знает ли он, что будет делать
- ведет ли его исследовательский интерес вперед, а не скука
- принимает ли он отказы, если не дадите гаджеты
- есть ли чувство удовлетворения тем, что есть, или до трясучки не может выключить гаджет
2. Во-вторых, нам важно передавать им контроль над использованием разных устройств, над временем на просмотр видео, над числом их контактов и контроль над их окружением в онлайн пространстве постепенно по мере их готовности взять эту ответственность.
Это означает принципиальную готовность.
Их эмоциональную зрелость, готовность в плане развития.
И уже сейчас вы можете посмотреть, созрел ли ваш ребенок, чтобы суметь справляться с гаджетами и их искушениями или еще недостаточно зрел, и пока вы – контроль и ограничитель для цифрового мира в вашей семье:
- ваш ребенок ориентирован на вас, вы для него авторитет
- ваш ребенок склонен иметь свое мнение и свои интересы
- он любознателен и задает вопросы о том, как устроен окружающий мир
- ему свойственен самоконтроль, он помнит о делах в реальности и о времени
Обе этих готовности: каждодневная и в плане развития должны нас беспокоить.
Можно полагаться на то, что ребенок справится с этим сам, но незрелый ребенок полон соблазнов, а свои потребности сам удовлетворить не в состоянии, это наша ответственность.
Отпуская контроль и доверяя ребенку, мы смотрим, справляется ли он?
Даем и видим, что происходит, хватает ли самоконтроля, остается ли место для игры, для творчества, нормальное ли отношение к скуке и есть ли время на рефлексии.
Несмотря на то, что ему жить в этом мире, ему важно знакомиться с ним по мере готовности, а нам важно довести свою родительскую работу до конца, давая ребенку нужные для взросления условия. Потом пусть его ждет замечательная новая жизнь, пусть он учит нас новым соцсетям и как пользоваться гаджетами, мы ведь не против прогресса. Но мы за развитие и родительскую ответственность.