Оставить ли детей сидеть в гаджетах?

Переходный период в онлайн

Мы за последние десять лет перенесли значительную часть своей жизни в онлайн. Наши дети проводят в компьютерах гораздо больше времени, чем мы. Один лагерь родителей категорически против этого, буксует, старается заменять все онлайн повестки реальными интересами и делами.

Другой лагерь смирился с цифровизацией и наоборот стремится дать детям образование в сфере новых технологий, чтобы они использовали все блага цивилизации, когда им нужно.

Безусловно, и у тех, и у других дети периодически попадают в зависимость от развлечений или соцсетей, с которыми им нужно и можно помогать справляться.


Стоит ли нам отвергать онлайн или толкать в него детей? Мне кажется, мир уже точно не будет прежним, и нам нужно учиться жить в нем без вреда хотя бы для отношений и здоровья.


Те изменения, которые я наблюдаю, меня поражают

Они меня беспокоят.
Они - неизведанное и непроверенное временем для меня.
Также меня печалит отказ от старых добрых традиций, меня страшит, что мы не сможем к ним вернуться, если норма изменится для большинства людей.

Например, мне просто жутко представить, что мы не сможем собираться уютными компаниями и группами для поддержки и обучения. Где была бы возможность задействовать все свои органы чувств, смотреть друг другу в глаза, сидеть рядом, дарить тепло, обниматься. Мне бы не хотелось, чтобы мои дети учились без задействования всех органов чувств и без ощущения присутствия других людей рядом.

Мне бы не хотелось, чтобы реальные привязанности подменялись цифровыми или переходили только в цифровой формат. Ну а тенденции пока к этому.


Есть пример компании, которая предоставляет питомцев старикам в домах престарелых. Эти питомцы разговаривают с ними, просят еды, составляют компанию. Но они – приложение на телефоне.

Про нашу работу в онлайн

Сейчас много профессий, связанных с работой на публику в онлайне, с полным цифровым присутствием. Люди зарабатывают в своих социальных сетях, делая что-то только ради социальных сетей. Влоги, блоги, игры.

Помимо обучения, сопровождения, информирования, в соц сетях зарабатывают на рекламе, предлагая товары той аудитории, на которую влияет человек.

Инфлюенсером можно стать даже если просто постить красивые картинки, сниматься в сексуальных позах, быть странным, чтобы тебя хотели разглядывать, или быть известным в оффлайн. Можно делать то, на что хотят смотреть. Например, есть или распаковывать киндеры.

Есть дети, которые поют дома, и их обработанные родителями голоса, с наложенной электронной музыкой становятся хитами, попадают в плей-листы других детей. Это становится их работой и дает заработок.

Создан даже аккаунт в инстаграм для цифровой девушки, которая является рупором для актуальной социальной повестки, это не человек, но ее изображениями заполнен ее аккаунт, и люди подписываются на нее.

Люди зарабатывают в сети, и не удивительно, что люди тратят в сети.

Сначала нас порадовали разные приложения для такси, для обучения языкам. С карантином мы с вами все почувствовали, как легко можно заказать реальные товары на дом, продукты, лекарства, еду.
Покупают и цифровые товары, существующие только на экране.
Это рынок образовательных услуг, разные файлы и подборки для учебы.
Это картины, стоковые сайты для фото и вектора.

цифровое платье, проданное за 9500 долларов

Цифра начинает обслуживать цифру

Есть люди, которые могут вести соцсети за вас, есть те, кто редактирует ваши фотографии платно, есть те, кто организует марафоны и им платят за организацию онлайн площадки, есть те, кто прокачивает в играх чужих персонажей или торгует виртуальным оружием.
А вот еще – цифровая одежда.

Если ваша жизнь проходит в сети, то почему бы не купить виртуальной одежды?
Существуют цифровые ателье, где можно заказать цифровую одежду под себя. Не ограничивая свою фантазию. Digital луки дают полную свободу самовыражения. И это экономично, хотя они и стоят реальных денег.

Производства не захламляют окружающую среду, можно не беспокоиться об экологии.
Теперь вместо того, чтобы покупать, или заказывать одежду курьером, фоткаться в ней, а потом отправлять ее обратно, ее можно просто создать в цифре, и она у вас будет, но только там.
Цифровая одежда создается по реальным лекалам в профессиональных программах – ее можно воссоздать в реальности.

Чтобы получить контент для своей соцсети:
  1. Нужно загрузить свое фото в облегающей одежде и при хорошем освещении.
  2. Выбрать лук, который хотите
  3. Оплатить на сайте и получить новое фото в одежде

Мне кажется, что этот рынок может расти и усложняться.
Думаю, что можно сделать и так, чтобы купленная одежда сама надевалась при фотографировании или видео-съемке, как маска, и при съемках прямого эфира.
Еще одна идея – делать и обвесы для авто, которые будут подставляться на фото и видео, а почему нет?
Оставить ли детей в покое в этом новом дивном мире гаджетов?


Нет, не думаю так.

Есть потребности, которые детьми не осознаются. Миром онлайна не удовлетворяются.
При всей массе возможностей и новых открытий, которые ждут детей, при том, что им учиться и работать преимущественно через онлайн, это не повод оставлять их в цифре на их усмотрение.

Много проблем и зависимость от интернета в том числе происходят потому, что там не удовлетворяется ряд потребностей, хотя это так кажется.

У детей есть потребности в привязанности, у них есть потребности чувствовать удовлетворение от взаимодействия и предъявления себя другим, чувствовать, что другие люди одобряют и принимают их, рады их существованию. Что это, как не одна из родительских задач?

Кто-то может использовать их стремления против них, делая их такими, какими им становиться совсем не нужно, разрушать их. Дети могут зацикливаться на той популярности в сети, которая считается признаком принятости. Но цифровой мир легко может ранить, отвернуться от тебя или "отменить" твое существование вовсе.

В результате остается просто постоянный голод по общению, по людям, по чувству себя не одинокими.

Доступность интернета мешает естественной потребности найти самого себя, и побыть со своими мыслями наедине. Вместо того, чтобы рефлексировать дети легко могут бесконечно серфить. И тогда они не выносят скуку, она их убивает. Тогда происходит постоянная жажда развлечений, контента, заполнения головы чем-то, помимо своих мыслей. Все больше и больше, каждый день. Много шума, который не волнует, который не заставляет переживать или меняться, создается иллюзия жизни.

Оставлять ли детей в покое?

Нет, наша задача их потребности удовлетворять в детстве, чтобы они выросли устойчивыми и адекватными взрослыми. Давайте посмотрим, что от нас зависит, как рассматривает этот вопрос Гордон Ньюфелд.

1.
Во-первых, мы должны удовлетворить их потребности прежде, чем отпустим их в их онлайн миры. Мало ли что там будет происходить, нам надо убедиться, что дети получили от нас необходимое, тогда можно дать девайсы. Побыли, поговорили, пообнимались с детьми – можно предложить и мультики посмотреть.

Готовность засесть за компьютер должна быть проверена каждый день. Спросите себя, готов ли мой ребенок сегодня:

  • напитан ли ребенок вашим вниманием сейчас
  • есть ли у него желание делать что-то самому, знает ли он, что будет делать
  • ведет ли его исследовательский интерес вперед, а не скука
  • принимает ли он отказы, если не дадите гаджеты
  • есть ли чувство удовлетворения тем, что есть, или до трясучки не может выключить гаджет

2.
Во-вторых, нам важно передавать им контроль над использованием разных устройств, над временем на просмотр видео, над числом их контактов и контроль над их окружением в онлайн пространстве постепенно по мере их готовности взять эту ответственность.

Это означает принципиальную готовность.
Их эмоциональную зрелость, готовность в плане развития.

И уже сейчас вы можете посмотреть, созрел ли ваш ребенок, чтобы суметь справляться с гаджетами и их искушениями или еще недостаточно зрел, и пока вы – контроль и ограничитель для цифрового мира в вашей семье:

  • ваш ребенок ориентирован на вас, вы для него авторитет
  • ваш ребенок склонен иметь свое мнение и свои интересы
  • он любознателен и задает вопросы о том, как устроен окружающий мир
  • ему свойственен самоконтроль, он помнит о делах в реальности и о времени

Обе этих готовности: каждодневная и в плане развития должны нас беспокоить.
Можно полагаться на то, что ребенок справится с этим сам, но незрелый ребенок полон соблазнов, а свои потребности сам удовлетворить не в состоянии, это наша ответственность.

Отпуская контроль и доверяя ребенку, мы смотрим, справляется ли он?
Даем и видим, что происходит, хватает ли самоконтроля, остается ли место для игры, для творчества, нормальное ли отношение к скуке и есть ли время на рефлексии.

Несмотря на то, что ему жить в этом мире, ему важно знакомиться с ним по мере готовности, а нам важно довести свою родительскую работу до конца, давая ребенку нужные для взросления условия. Потом пусть его ждет замечательная новая жизнь, пусть он учит нас новым соцсетям и как пользоваться гаджетами, мы ведь не против прогресса. Но мы за развитие и родительскую ответственность.