Перфекционизм

Как мыслит перфекционист

Перфекционизм по сути своей это невроз, а почему он невроз? Потому что в нем есть компонент стремления закрыть свою потребность без удовлетворения. Перфекционисты никогда не закроют свою потребность тем, что именно они делают.

Они обречены на несчастье в ней, так как тут нет решения их проблемы.

Даже если сделать все лучше всех и без единой погрешности, чувство наполненности собой мгновенно проносится, удовольствие не остается с ними надолго, и надо сразу же бежать за следующей целью.


Он знает это про себя, кто он такой на самом деле, насколько он в реальности недостоин, так как любых усилий перфекциониста недостаточно, чтобы убедить себя самого в том, что он хорош глубоко внутри.


Нормальный и невротический перфекционизм разделил в 1977 году американский психолог Дональд Хамачек. Он определял нормальный, как перфекционизм с ощущением удовлетворения результатами, достижения покоя и принятия своих несовершенств и недоделок. То есть, и не перфекционизм вовсе.


Кажется, что здоровый перфекционизм объясняет прогресс и успехи человечества, и нам следует поберечь перфекционистов. Это лучшая часть человечества. Линда Силверман описывает перфекционизм как движущую силу, внутреннее знание и желание человека создавать смысл своей жизни, делая то лучшее, на что он способен. Я думаю, однако, что не надо путать дерзновение и невротическое стремление закрыть потребность. Это не два варианта одного синдромо-комплекса.


Дерзновение – это когда есть силы жить и витальность что-либо делать. И ты делаешь, иногда увлекаясь и отдаваясь своему делу самоотверженно. Погружаешься в глубины, выныриваешь через пол года с очередным дипломом об обучении, или с научной работой, патентом, проектом, прочтенными книгами. Разным людям свойственно увлекаться по-разному.


А невротическое стремление родом из боли прошлого. Тут важен наблюдатель (или иногда кажущийся наблюдатель). Индивид как будто несет ответ перед кем-то. Важно в своем действии не просто быть и делать, а быть каким-то. А лучше самым каким-то. (Самым красивым, самым лучшим, самым знающим). Фиксация на первом месте и на мнимом наблюдателе – неотъемлемые части настоящего перфекциониста (меня заметят, меня оценят, меня полюбят, обо мне еще пожалеют).


И вот это уже имеет отношение к культуре нарциссизма. Для обоснования собственной ценности наиболее очевидным в культуре нарциссизма становится путь достижения высот в карьере или фиксация на качествах внешности, в тех областях, которые социально одобряемы и заметны наблюдателю.

Подшкала самокритицизма Блатта в «Опроснике депрессивных переживаний» (Depression Experience Questionnaire) часто используется с целью измерения перфекционизма.
Психоаналитик С. Блатт в 1995 писал: «Невротический перфекционизм вызван острой потребностью избежать неудачи. Ничто не кажется достаточно хорошим, и человек не может получить удовлетворение от того, что обычно можно было бы считать идеально выполненной работой. Глубоко укоренившееся чувство неполноценности и уязвимости вынуждает человека впадать в бесконечный цикл обреченного на провал стремления достигать. Никаких усилий не бывает достаточно, поскольку человек постоянно ищет одобрения и принятия и отчаянно пытается избежать ошибок и неудач».

Неудивительно, что перфекционистский внутренний диалог часто можно распознать как внутренний голос родителя. Участники могут вести диалог с изображением влияния этого источника через образы на стульях. В образах на терапии этот перфекционизм вылазит, когда какая-то забитая и несчастная часть личности клиента уничтожается за то, что не была достаточно хороша и достойна. Образы говорят: я хочу ее уничтожить, придавить к земле, похоронить, хочу ее растоптать. И мы выясняем, что эта часть личности лишена права жить. И мы возвращаем его в терапии.

Каково же мышление перфекциониста?


  1. Обычно, это рождает дихотомическое мышление по принципу «все или ничего». Человек живет в поляризованном мире, или он пан, или он пропал. Или сделать идеально, или вообще не делать!
  2. У них высокая планочка и для других. Быть «средним» или «обычным» в важном деле воспринимается как позорное. Они в себе не допускают и другим не позволят несовершенства.
  3. Фиксация на первенстве делают требования довольно жесткими, а достижение цели рассматривается как необходимость для самоуважения. Без вариантов. «Я хочу» в сознании человека становится «мне нужно» или «я должен». И этот долг их гонит вперед.
  4. Перфекционист слишком сосредоточен на будущем и не может быть в настоящем. Поэтому наступившее удовлетворение цели в настоящем не насыщает, его искаженное восприятие времени фокусирует его на будущем.
  5. Он сложно признает свои достоинства, не принимает успехи, достижения не ценит, склонен себя обесценивать, так как его внимание сосредоточено на предстоящих препятствиях. Поэтому перфекционист удивляется наглости других, хвалящихся легко.
  6. Из-за вышеуказанных моделей мышления за достижения вознаграждает себя очень мало. Мало времени уделяется наслаждению успехом или положительным опытом. Перфекционист не умеет отдыхать.
  7. Причем, фантазии о восторженном наблюдателе не дают насыщения, так как перфекционист знает, что все комплименты и признание, полученное от других за его самоотверженный труд, это пустое и ненастоящее, так как он сам принимал непосредственное участие, влияя на вердикт. Он обманул всех, выпросив эту любовь за достижения, а потребность всегда в том, чтобы быть любимым без достижений.
  8. Возникает компульсивный цикл. Перфекционистская планочка кажется доступной, потянись, и она уже совсем близко, и жажда успеха толкает их к действию, заставляя делать много и скурпулезно, однако, эти же стандарты вызывают изнурительные эмоции и опустошают их, а достижение успеха недостаточно насыщает, это пшик! Что заставляет снова себя обесценивать и стремиться стать лучше без конца.

Откуда берется перфекционизм?


Мы должны давать ребенку приглашение существовать в нашей жизни, говорит д-р Гордон Ньюфелд. Он имеет в виду, что любые родители говорят ребенку о том, что хорошо, а что плохо, воспитывая его. Но при этом они считают его своим любимым ребенком всегда. Он для них много значит, и они демонстрируют ему его ценность вне зависимости от его достижений. Это и есть то самое приглашение, которое невозможно отозвать. Это внутреннее ощущение уверенности в своей ценности и человеческое достоинство, самоуважение и адекватная самооценка рождаются из него.

Перфекционизм может быть результатом того, что такого приглашения в детстве ребенку не хватило. Обычно, это люди, выросшие в обусловленном принятии (небезусловном).

Карл Роджерс писал, что условия ценности ребенка означают, что дети получают похвалу, внимание, одобрение за поведение, которого от них ожидают значимые взрослые.

Соответственно, и сталкиваются с отвержением и неприятием его личности, когда недостаточно оправдывают ожидания или плохо себя ведут. «Что ты за человек», «ты психичка, истеричка», «плохой мальчик», «ты не из нашей семьи», «нормальные люди так не делают», «мы тебя сдадим в детдом» и тд.

Столкновение с отвержением может быть как прямым, так и через родительские установки. Второй вариант зарождения перфекционизма - когда родительская критичность не заявлена ​​прямо, но подразумевается в стандартах, идеалах и ожиданиях. Родительские установки интернализуются ребенком. Перфекционист говорит, обычно, «мама никогда меня не критиковала, никогда не заставляла хорошо учиться». Но та же самая мама при этом критиковала и язвила относительно промахов других людей, опускала и насмехалась над ними. Или папа считал доходы своих родственников и презентовал их ребенку, как людей оторви и выброси, сидящих на обочине жизни.

Ребенок может прийти к выводу, что его несовершенство не достойно ожидаемого уровня семейного благополучия. И установить в качестве стандарта совершенство.

Обусловленная любовь и значимость причиняют ущерб их становлению как человеческих существ по той причине, что ребенок начинает оценивать себя как личность только с точки зрения ценности тех действий, мыслей и чувств, которые получают одобрение и поддержку. (Концепция Роджерса 1959г. об «условиях ценности»)

Поскольку в их случае они могут себя уважать только когда заслужили это уважение, они и занимаются заслуживанием. Их стремление получить любовь других обезличено и может быть сокрыто от них самих, любовь для них означает достижение любви, а самооценка зависит от результатов их работы.

С точки зрения Роджерса, в потенциальном поведении ребенка не может найтись ничего такого, что дало бы родителю повод сказать: «Если ты поступаешь так или чувствуешь так, то я больше не уважаю и не люблю тебя».

А вы сможете найти что-то такое?



автор психолог Валентина Ячичурова
июнь, 2024г.

  • Barrow, J. C., & Moore, C. A. (1983). Group Interventions with Perfectionistic Thinking. The Personnel and Guidance Journal, 61(10), 612–615. doi:10.1111/j.2164-4918.1983.tb00008.x
  • Blatt, S. J. (1995). The destructiveness of perfectionism: Implications for the treatment of depression. American Psychologist, 50(12), 1003–1020. doi:10.1037/0003-066x.50.12.1003
  • Золотарева А.А. Меланхолия, тревога и творчество в жизни перфекциониста // Теоретическая и экспериментальная психология. 2016. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/melanholiya-trevoga-i-tvorchestvo-v-zhizni-perfektsionista.