Философия ЭОТ
Вера в потенциал

описываю те смыслы и цели, которые нахожу в терапии

Я вижу потрясающую простоту философии ЭОТ, которая мне очень откликается. Я смотрю на терапевтическую деятельность, наполненную разными смыслами, и вижу те цели, которые она в итоге может достигать, и эти цели созвучны моей собственной философии в работе с людьми.

Однажды мы разбирали на учебной встрече темы Процесс и Результат. Я могу сказать, что увидела на занятии, какое огромное уважение к человеку в этот метод терапии закладывает автор Николай Дмитриевич Линде.




Хотя бы на таком примере.
Попробуйте представить, свой «процесс», когда вы что-то делаете, надо увидеть его образ отдельно от себя на стуле, и так же свой «результат»? Когда вы что-то делаете, живете, находитесь в процессе, что за процесс, и, когда вы осматриваете то, что получилось, создалось, что за результат.


И если посмотреть на два этих образа, то понимаешь, как сильно они могут не дополнять друг друга и не совпадать. Тут у студентов было много странного, что заинтересовало нас и можно было поисследовать. Мы стали наблюдать, проверяя и тестируя образы, чтобы увидеть, какими они могли бы быть, и что им мешает.

В теории в философии ЭОТ цель – увидеть и убрать препятствия для гармонии нахождения и в процессе, и в результате. Линде уверен в том, что все прекрасно заработает, так как каждый человек имеет внутренний потенциал, который будет раскрываться, если ему ничего не будет мешать. Вера в потенциал быть в порядке очень важна. Нужно дать возможность человеку освободиться от препятствий – и его эмоциональное состояние поменяется. Это про ведение к росту и раскрытию данного природой.

Относительно и «процесса» и «результатов» мы принимаем различные решения и впитываем установки родителей. Даже если они сами умеют отдыхать, они могут из благих намерений транслировать религию тяжелого труда своим детям. Нам могут предначертать: как нам жить в процессе, насколько серьезно относиться ко всему, что мы делаем, иметь ли право на отдых в процессе и право на недостижение лучшего результата.
ПРО ПРЕПЯТСТВИЯ

В ЭОТ препятствия раскрытию потенциала рассматриваются, как установки и драйверы, полученные в детстве, либо решения, принятые в результате травмирующих событий.



Рассуждая о том, как это устроено в психике, я могу сказать, что препятствие
- ВИДИМО теми защитами, которыми обрастает человек в неблагоприятных условиях

- СОПРОВОЖДАЕТСЯ и принятыми установками, и теми решениями, как именно ребенок решил подстраиваться и выживать, и теми предписаниями общества и родителей, которые были внушены, сигнализированы ему, и стали его внутренней совестью.

  • не будь собой,
  • не делай,
  • не высовывайся,
  • не достигай,
  • будь хорошей,
  • радуй других,
  • спеши,
  • будь сильным,
  • будь смелым,
  • старайся лучше


- ПРИВОДИТ к тому, что у человека нет положенных плодов развития, какие должны были бы быть благодаря его потенциалу (всех или некоторых)

  • Он не адаптивен
  • Не гибок
  • Не может пережить сложности и восстановиться
  • Не креативен
  • Не способен принимать взвешенные решения
  • Не может избавиться от влияния чужого мнения
  • Не может признать свою часть ответственности и вины
  • Не может опереться на себя
  • Не хватает приглашения самому себе проявляться
  • Он не может быть сдержанным и терпеливым
  • Не видит глубину и не может предсказать последствия
  • Не имеет собственных идей, намерений и мнения


Для устранения препятствий имеет смысл работать со своим детством, имеет смысл работать со своими травмами, триггерами, с интроектами, с «совестью привязанности», если хотите, принимая то, чего в детстве дано не было, и освобождаясь от зависимости от того опыта.
ИЗУЧЕНИЕ ОБРАЗОВ ПРОЦЕССА И РЕЗУЛЬТАТА
Что нам важно в «Процессе»?
Нам важно делать то, что нужно нам, ну и получать удовольствие от процесса – это про гибкость, безоценочность, принятие того, что происходит.
И это тот же эффект, которого мы добиваемся для клиента: дать ему возможность быть гибким и спонтанным, избавиться от того, что сковывает его предписаниями, долженствованиями или интроектами.

Николай Линде задает хороший вопрос:
«Смысл жизни в жизни? Должны ли мы быть счастливы, что проснулись утром?»
По идее, сама жизнь является благом, и наша цель – поддержать свою жизнь, чтобы жить и продолжать желать чего-то, и достигать новых целей.
Но человеческая жизнь никогда не бывает настолько простой.
Не все люди счастливы, вставая с кровати. Для многих процесс жизни мучительный, а результат никчемный. А хотелось бы жить, не мучаясь, и присваивать «результат», как только он появляется, без недоверия. Вот куда мы идем, работая с «процессом».

Что нам важно в Результате?
Важно продолжать жить, усваивая плоды своего труда, видя перспективу. Чем бы ни был для вас «результат», хорошо бы видеть, что дальше? Что будет, когда вы вскарабкаетесь на гору, что с вами случится? Что будет, когда вы дорисуете картинку и отложите кисти?

Гармония в жизни предполагает, чтобы силы и ресурсы не были вложены только в «процесс», или же только в «результат». Чтобы не происходило фиксации на чем-то одном, сверхценных целей, невротичного поведения для закрытия детских потребностей. Чтобы мы не мучились в процессе и не обесценивали и не отказывались от результата.

Полезно задать образам вопросы об этом: если вы наконец заработаете свою олимпийскую медаль, тогда вы начнете уже жить, а не тренироваться? Когда на счету будет миллион – будете сразу зарабатывать следующий, или понесете его папе?

Можно мотивировать человека на то, чтобы он лучше старался быть первым, как коучи. А можно исследовать, зачем он хочет быть первым, его ли это желание, что дает ему такая большая ставка на победу, и как достигать баланса, и возвращать удовольствие от каждого дня, от состояния здесь и сейчас.




Процесс и результат также должны быть связаны между собой. Если что-то мешает клиенту видеть, как эти образы взаимодействуют – это поле для исследования.
Остается найти препятствия и разобраться с ними.
Вот в этом суть подхода.
И в этом очень много уважения к потенциалу личности. Мы не ведем за собой клиентов, считая их ниже себя. Не лечим их, заменяя их мысли и идеи своими, а создаем условия для исцеления. Верим в то, что каждый выберет для себя лучшее, если ему ничего не будет мешать, разовьется и вырастет над собой.

Про ПСИХОТЕРАПИЮ
Я подумала о том, как мы в терапевтической работе можем оценить процесс и результат?

Спросите терапевта, важно ли добиться результата? Безусловно!
А что влияет, процесс или результат для того, чтобы терапия состоялась?
Точно не результат.
Я бы предложила задать этот вопрос терапевтам, и станет очевидно, что сама цель не ведет нас к результату. Так почему же иногда мы не умеем быть здесь и сейчас и фокусируемся только на цели?



В ЭОТ смотрят на терапию, как на особое игривое состояние терапевта, которым он работает не ради работы, не ради будущих заказов, отзыва или даже удовлетворения клиента.
Линде сравнивает пребывание в процессе с игрой ребенка, но мы знаем, что и взрослые люди играют. Им не нужны для этого игрушки, взрослые могут играть со смыслами и идеями, со словами и музыкой, все искусство – игра какого-то взрослого.
И в психотерапии, как мне кажется, нужные полезные клиенту результаты могут приходить спонтанно, если терапевту доступно состояние игры - движения вперед не ради цели, а из наслаждения процессом. Судя по всему, это путь к успеху.


ИГРИВОСТЬ

Возможность быть игривым и делать что-либо ради процесса, а не только результата – это в потенциале свойственно всем людям, но всегда реализуется, может быть утеряна.

В игре движение происходит изнутри, а не наоборот. Правила и инструкции, алгоритмы, безусловно, могут быть частью общей картины, но игривость экспрессивна по своей натуре.



Состояние игривости придает возможности для притворства, фантазии и разгоняет воображение. Это состояние свободы, где можно пробовать и ошибаться, изучать новое спокойно. Без нее же, мышление становится ригидным, скованным рамками, оно лишается творчества и креативности. Так как креативность – это решение проблем в игровом режиме.

Игра — это форма отдыха с преимуществами полной включенности и бодрствования и без потери осознанности.
Если мы зажаты рамками результативности, то весь наш фокус внимания может быть на результате, и тогда в процессе работы нам будет полностью недоступно состояние «не работы». Каждый терапевт, думаю, замечал, что хуже всего получается работать, когда стараешься и вкладываешь все силы, быстро устаешь и эффективность скоро снижается.

Открывать в себе игривый режим мы можем не всегда, неблагоприятные условия, отсутствие элементарного места для игривости в нашей чрезмерно серьезной культуре или сообществе могут мешать этому. Игривость может быть отнята неблагоприятными условиями, а ведь эта игривость – символ того, что все идет своим ходом. В парадигме Гордона Ньюфелда - символ идущего процесса становления личности.

Нам важно стремиться сохранять и беречь игру для лучшей жизнедеятельности для того, чтобы наш потенциал раскрывался, устраняя препятствия с ее пути.

Марафон для мам по Примирению братьев и сестер в семье - старт.