Берегите покой

для эффективной учебы

Детям чтобы учиться важно не только учиться, но и обретать тот покой от учебы, который приведет их к своему открытию, направит их руки, даст поучиться на своих ошибках.




«Джером Брунер сказал: «В школе детям внушают, что они не умеют делать то, что прекрасно умели делать до школы». Я не раз в этом убеждался.
Детей привели в экспериментальный класс. На столе лежали бумажные поделки. Учительница взяла бумагу, сложенную веером, и спросила детей:
– Знаете, что это такое?
– Знаем! Это веер!
– Вы умеете их делать?
– Да! Да!
И каждый быстренько сделал веер.
После этого учительница медленно, с чувством, толком и расстановкой прочла классу инструкцию по изготовлению веера, а потом попросила снова сделать веер. Никто не смог. Учительница стала подсаживаться к детям и напоминать им, как они раньше делали веер (сложенные в начале занятия веера лежали тут же на столе). Ничего не вышло.
Экспериментальная психология знает массу таких примеров обучения. К сожалению, педагоги не обращают на них внимания.»


В современном мире мы одержимы трудозатратами, а игре не придается значимости. И покою тоже, что, как известно, запускает и освобождает нас для развития.
Этот покой нам важен на многих уровнях.

Это покой от тревоги, которую дети могут испытывать, ища решения, стремления к близости, когда они повторяют за учителем. Не значит, что она не может приходить время от времени, но должно быть достаточно свободы от нее. И вместе с этим, должна быть еще свобода от того, чтобы пытаться добиться своего. Они должны иметь покой от того, чтобы все исправлять.


В игре это доступно, нам не нужно работать на результат в игре, мы делаем все ради самого процесса игры, мы в покое.
Играя не ради результата с идеями, прикладывая разные решения, отходя и возвращаясь, будучи свободным от оценивания своего прогресса, того, как тебя видят другие люди, можно сделать открытие, которое останется навсегда, так как будет открытием инсайтным. Глубоким, эмоционально значимым!



Джон Холт, учитель, писал про одну свою такую разгадку:
"У меня была геометрическая головоломка. Набор тонких плоских прямоугольных пластмассовых фигурок, уложенных определенным образом в плоской коробке.
Задача заключается в том, чтобы, не переворачивая и не вынимая их из коробки, передвинуть и сложить в противоположном углу квадрат. Проведя много часов за этой головоломкой, я так и не достиг успеха.
Начал я, как и большинство людей, с бессистемного перемещения фрагментов, потом обдумал всевозможные схемы. Ничего не получилось.


Но я знал, что решение есть, должно быть.

Более того, некоторые мои ученики, пятиклассники, сказали, что решили ее. Сначала я подумал, что они приврали. Потом в сердцах воскликнул: «Ясно, что каждый дурак имеет шанс найти правильный ответ, имея кучу времени и действуя на авось. Это занятие не для меня!»

Я неоднократно возвращался к головоломке, надеясь, что смогу взглянуть на нее свежим взглядом, но мои мысли соскальзывали в наезженную колею. Я загнал себя в угол.
Неведомо как мне припомнился принцип профессора Хоукинса, и я понял, в чем моя ошибка: я поторопился перейти к систематическому подходу и закончил «фантазийную фазу» до того, как у меня в голове сформировалась удовлетворительная модель перемещения фрагментов.
Ученики преуспели в решении этой головоломки не потому, что действовали вслепую, а потому, что не обдумывали решение до тех пор, пока не установили на опыте, как можно двигать фрагменты."

Берегите свою фантазийную фазу.

Почему бывает так, что одаренные дети и даже гениальные дети становятся обычными и сравниваются со всеми остальными детьми к десяти годам?

Одаренные дети уже в 4 года могут так легко брать какие-то сложные вещи, усваивать быстрее других, быть развитыми не по годам, ярко проявлять свои таланты и способности.

С ними получается такая ситуация. Когда родители или педагоги видят ребенка развивающегося не по годам, ему предлагают учиться. Предлагают содействие.
Но будет очень важным, остается ли ребенок в процессе становления. Ведь очень умный и талантливый ребенок – это необязательно ребенок в процессе становления. Но все думают, что он благополучно развивается, и все хорошо, можно его учить и учить. Однако, интеллект и способности это не все, что нужно.


Позиция системы образования в отношении одаренных детей- дать им больше стимуляции, предложить массу вариантов в развитии, усилить нагрузку, автоматически добавив разделения с важными взрослыми. Есть и программы и школы для одаренных. Вот почему гениальность с возрастом может раствориться. В какой-то момент ребенок теряет оптимальные условия для развития.

Может, таким детям стоило бы больше времени проводить дома, больше времени уделить отношениям, больше времени для того, чтобы возникал внутренний покой, и автоматически бы из него вырастало дерзновение, желания и стремления. Они нуждаются в наполненности, которую ощущают, удовлетворяя стремление к близости. Из этого придет креативность, которая будет достойна интеллекта одаренных детей.


Посмотрите на пример Билли Айлиш. Что было бы с ней, если бы в ее жизни было меньше дома и близких?
Рано стало понятно, что она поет. «Я пела так много, что моей семье приходилось затыкать меня», – шутила она в разговоре с Vogue.
Ей было бы очень некомфортно в школе, и они были с братом на семейном обучении. У Билли синдром Туретта. Попутно она занималась музыкой и всем, связанным с творчеством столько, сколько хотела сама. Затем она начала писать свои песни в 11 лет.


Брат помогал ей в музыке, а она пела, как ей комфортно - они с братом записали первый диск у себя дома, в комнате брата, там, где им было легче всего это сделать. В итоге к 18 получилось то, что получилось. Билли Айлиш в 2020 получила «Грэмми» в пяти из шести номинаций — «Песня года», «Лучший новый исполнитель», «Запись года», «Альбом года» и «Лучший вокальный поп-альбом».


"Мы этот альбом делали не для "Грэмми, - заявил Финнеас, стоя рядом с сестрой на сцене.

Онлайн-марафон по укреплению отношений со старшим ребенком

после рождения младшего