«Джером Брунер сказал: «В школе детям внушают, что они не умеют делать то, что прекрасно умели делать до школы». Я не раз в этом убеждался.
Детей привели в экспериментальный класс. На столе лежали бумажные поделки. Учительница взяла бумагу, сложенную веером, и спросила детей:
– Знаете, что это такое?
– Знаем! Это веер!
– Вы умеете их делать?
– Да! Да!
И каждый быстренько сделал веер.
После этого учительница медленно, с чувством, толком и расстановкой прочла классу инструкцию по изготовлению веера, а потом попросила снова сделать веер. Никто не смог. Учительница стала подсаживаться к детям и напоминать им, как они раньше делали веер (сложенные в начале занятия веера лежали тут же на столе). Ничего не вышло.
Экспериментальная психология знает массу таких примеров обучения. К сожалению, педагоги не обращают на них внимания.»
В современном мире мы одержимы трудозатратами, а игре не придается значимости. И покою тоже, что, как известно, запускает и освобождает нас для развития.
Этот покой нам важен на многих уровнях.
Это покой от тревоги, которую дети могут испытывать, ища решения, стремления к близости, когда они повторяют за учителем. Не значит, что она не может приходить время от времени, но должно быть достаточно свободы от нее. И вместе с этим, должна быть еще свобода от того, чтобы пытаться добиться своего. Они должны иметь покой от того, чтобы все исправлять.
В игре это доступно, нам не нужно работать на результат в игре, мы делаем все ради самого процесса игры, мы в покое.
Играя не ради результата с идеями, прикладывая разные решения, отходя и возвращаясь, будучи свободным от оценивания своего прогресса, того, как тебя видят другие люди, можно сделать открытие, которое останется навсегда, так как будет открытием инсайтным. Глубоким, эмоционально значимым!
Джон Холт, учитель, писал про одну свою такую разгадку:
"У меня была геометрическая головоломка. Набор тонких плоских прямоугольных пластмассовых фигурок, уложенных определенным образом в плоской коробке.
Задача заключается в том, чтобы, не переворачивая и не вынимая их из коробки, передвинуть и сложить в противоположном углу квадрат. Проведя много часов за этой головоломкой, я так и не достиг успеха.
Начал я, как и большинство людей, с бессистемного перемещения фрагментов, потом обдумал всевозможные схемы. Ничего не получилось.
Но я знал, что решение есть, должно быть.
Более того, некоторые мои ученики, пятиклассники, сказали, что решили ее. Сначала я подумал, что они приврали. Потом в сердцах воскликнул: «Ясно, что каждый дурак имеет шанс найти правильный ответ, имея кучу времени и действуя на авось. Это занятие не для меня!»
Я неоднократно возвращался к головоломке, надеясь, что смогу взглянуть на нее свежим взглядом, но мои мысли соскальзывали в наезженную колею. Я загнал себя в угол.