Вчера прочитала замечательный отрывок из книги Анат Баниэль "Дети с неограниченными возможностями" о том, как мы можем помочь детям построить связи в мозгу, создав условия для естественной реабилитации. Анат пишет о том, что нужно не сталкивать ребенка с тем, что он не может, стараясь сделать какие-либо движения его руками, чтобы он начал брать, хватать и держать предметы. Нужно не ставить дцпшника на ноги, когда он не может стоять. А создавать мотивацию для ребенка включаться в какое-либо действие вообще, и практиковать внимательное движение.
Про РЕАБИЛИТАЦИЮ
Она говорит о том, что развитие ребенка, по сути - это перестройка мозга, который интегрирует все отдельные детали действия в движение, создавая новые нейронные пути, эффективные для этого действия.
В ее примерах встать на ноги невозможно, если ты не знаешь, что у тебя есть ноги, и что подошва может ощущать пол так и эдак, и так далее... Все детали сначала должны быть дифференцированы в мозгу, а потом интегрированы. Для начала смысл того, что человек имеет две ноги. Что у них есть разные части, они ощущаются, как разные. Без дифференциации сперва не будет цельного движения – вставания, например. Приложить книгу к подошве и направить внимание ребенка на то, что он ощущает, в данном случае, будет помощью с вставанием.
Общие принципы
Для меня эта дифференциация и эта интеграция, о которых говорит Анат, - физическая интеграция движений, - часть глобальной интеграции, которая задумана природой, как механизм развития человека.
Все развитие - это интеграция. А предшествует ему дифференциация.
Только подумайте.
Связь с матерью, слияние, затем дифференциация своего я ребенком, обнаружение и чувств, и мыслей, и идей, и планов. Затем интеграция ребенка в общество, как независимый и самостоятельный субъект, способный быть вместе с другими без растворения.
Стать взрослым из ребенка - это интеграция социальная, а предшествует ей индивидуация личности.
Стать эмоционально зрелым и уравновешенным из маленького эмоционально-несдержанного ребенка - это смешивать свои чувства внутри себя, интегрировать их одновременно, не позволяя чувству застилать глаза, это значит находить равновесие и баланс при ощущаемом движении этих чувств. Человек посреди грозы и урагана.
Анат занимается реабилитацией, она помогает мозгу ребенка интегрировать импульсы, давая прочувствовать достаточное количество дифференцированных импульсов сперва.
Давая базу особенному ребенку, чтобы его мозг начал обрабатывать ту информацию, которая раньше проходила мимо него. От руки, от ноги, которые не воспринимались, как часть тела.
Эти принципы универсальны для всех детей. И для всего любого развития.
Я как психолог развития с интересом изучаю и эту часть развития о физиологии.