статья Валентины Ячичуровой, 2022 г

Универсальные принципы развития

Вчера прочитала замечательный отрывок из книги Анат Баниэль "Дети с неограниченными возможностями" о том, как мы можем помочь детям построить связи в мозгу, создав условия для естественной реабилитации. Анат пишет о том, что нужно не сталкивать ребенка с тем, что он не может, стараясь сделать какие-либо движения его руками, чтобы он начал брать, хватать и держать предметы. Нужно не ставить дцпшника на ноги, когда он не может стоять. А создавать мотивацию для ребенка включаться в какое-либо действие вообще, и практиковать внимательное движение.

Про РЕАБИЛИТАЦИЮ

Она говорит о том, что развитие ребенка, по сути - это перестройка мозга, который интегрирует все отдельные детали действия в движение, создавая новые нейронные пути, эффективные для этого действия.

В ее примерах встать на ноги невозможно, если ты не знаешь, что у тебя есть ноги, и что подошва может ощущать пол так и эдак, и так далее... Все детали сначала должны быть дифференцированы в мозгу, а потом интегрированы. Для начала смысл того, что человек имеет две ноги. Что у них есть разные части, они ощущаются, как разные. Без дифференциации сперва не будет цельного движения – вставания, например. Приложить книгу к подошве и направить внимание ребенка на то, что он ощущает, в данном случае, будет помощью с вставанием.



Общие принципы

Для меня эта дифференциация и эта интеграция, о которых говорит Анат, - физическая интеграция движений, - часть глобальной интеграции, которая задумана природой, как механизм развития человека.

Все развитие - это интеграция. А предшествует ему дифференциация.
Только подумайте.
Связь с матерью, слияние, затем дифференциация своего я ребенком, обнаружение и чувств, и мыслей, и идей, и планов. Затем интеграция ребенка в общество, как независимый и самостоятельный субъект, способный быть вместе с другими без растворения.

Стать взрослым из ребенка - это интеграция социальная, а предшествует ей индивидуация личности.

Стать эмоционально зрелым и уравновешенным из маленького эмоционально-несдержанного ребенка - это смешивать свои чувства внутри себя, интегрировать их одновременно, не позволяя чувству застилать глаза, это значит находить равновесие и баланс при ощущаемом движении этих чувств. Человек посреди грозы и урагана.


Анат занимается реабилитацией, она помогает мозгу ребенка интегрировать импульсы, давая прочувствовать достаточное количество дифференцированных импульсов сперва.
Давая базу особенному ребенку, чтобы его мозг начал обрабатывать ту информацию, которая раньше проходила мимо него. От руки, от ноги, которые не воспринимались, как часть тела.


Эти принципы универсальны для всех детей. И для всего любого развития.
Я как психолог развития с интересом изучаю и эту часть развития о физиологии.




Про педагогику

Эта же парадигма развития через дифференциацию и интеграцию работает и в учебе. В обучении детей и в развитии когнитивных навыков. (То, к чему я отношу педагогику)
Педагоги делают те же ошибки, что и реабилитологи, которые заставляют делать невозможные движения, например, или что коучи, которые дают разные «рабочие схемы» и алгоритмы до того, как это внутренне развилось в самом человеке.

Могу объяснить для всех тех, кто не любит классический школьный подход к учебе, как и я.
Когда определяется, что ребенок еще не умеет и не знает, и ему это дается, всовывается, отрабатывается, чтобы оно же и улучшилось.
При всем многообразии подходов к учебе, этот «проблемообразующий» выглядит таким убогим.

Начиная от ненавидимых всеми детьми прописей.
Когда прорешивают одни и те же задания на одну тему, чтобы научиться решать эти задания.
Когда заучивают правило, а потом тренируются это правило использовать на конкретном тексте.

Что тут не так?
Да то, что это просто не интересно. Это ставит перед ребенком проблему, которая ему до балды, и он должен, если он прилежный ученик, сесть и вникать, как это все решать без грамма заинтересованности в теме. Ребенок – объект обучения, а не субъект.

Это и перефокусированное мышление на поиск «норм и отклонений». Ой, а вы должны ходить уже в год и переворачиваться в 5 месяцев. А у вас не норма. Вы должны знать таблицу умножения во втором классе, а вы не знаете. Это проблема.
Говорю же, проблемообразующий подход к учебе.

Принцип Хайнца Вернера в учебе

Тренировка не плоха сама по себе. Но она всегда должна идти в контексте желания и стремления самого субъекта развития. Это и полезнее с точки зрения развития мозга – в такой учебе происходит не включение автоматизмов, а осознанное движение к цели за счет выстраивания новых нейронных связей.

Возьмем конкретную тему 4 класса – про задачи на скорость.
Мы можем решать задачи на скорость, время и расстояние, дав ребенку формулу для решения. Урок чаще всего так и будет выглядеть. А успешный урок – это тот, на котором дети научатся по формуле высчитывать и первое, и второе, и третье. Все свободны.
Пока не забыли формулу.

Как вам такая идея по созданию условий для развития этих когнитивных навыков?
Как я это вижу. Помочь дифференциации произойти сперва. Затем дождаться интеграции. И помочь с отработкой, если это вообще нужно.

Дайте ребенку понять и исследовать расстояние. Привяжите к ребенку рулетку. Пусть разворачивается большая бумажная лента со шкалой, когда он идёт вперёд. Сделайте остановки и осмотрите размотанную ленту и объекты вокруг. Покажите ему расстояние, как дифференцированный элемент, прежде чем считать время прохождения или скорость движения. Тут есть масса созданных современных подходов к обучению, которые можно задействовать для достижения этой цели. Те же уличные игры. И так же сделать с временем.

Создайте условия ралли для того, чтобы понимать, как можно выигрывать, проходя чек-пойнты по маршруту к определенному времени. Как вариант для интеграции. А там образовательный момент либо случится, либо нет.

Вспоминаю одну из ночных гонок, в которой было такое задание: требовалось ехать с определенной скоростью определенное количество времени, чтобы найти место, где написан код. И вот мы едем по городу через развязку. В машине четверо здоровых лбов, следящих за приборами, старающихся, едущих 30 км в час вместо того, чтобы посчитать, куда нам надо.
Лично я формулы никогда не помню. А чтобы соображать по ходу – нужно было не пропускать этапы когнитивного развития.



Вот еще один образовательный пример.
Как я учу писать ребенка и как учить ребенка писать стандартным образом?
Я даю образовательную свободу, организуя квесты, лагеря, формальную учебу, общение и переписку ребенка, встраивая их в жизнь ребенка. Слово находит его и без моей помощи. Это дифференцированная потребность в письме или коммуникации. Ты не можешь хотеть писать, пока не знаешь, что у тебя есть живой язык, друг или читатель, проект, и что письмо – это средство, которым ты можешь создать тайну, продлить нечто в памяти, обменяться мнениями, собрать разные мысли и условия в одном месте.

А потом интеграция – я учу, как можно записать или напечатать текст или слова (когда был маленький – это были слова. Сейчас ему 10 – это уже фразы с использованием оформления прямой речи) Короче говоря, письменно писать он научился без того, чтобы учиться этому отдельно методом вырисовывания букв в одном месте.