Высокочувствительный ребенок

Проблемы чувствительности
и влияние условий на преодоление проблем

Чувствительность – это врожденная темпераментальная характеристика, проявляющаяся как способность замечать слабое изменение интенсивности раздражителя.

Высокая чувствительность – аспект личности или личностная черта, относительно стабильная с течением времени. Характеризуется повышенной восприимчивостью к чрезмерной стимуляции, глубиной сенсорной обработки сигналов и более высоким эмоциональным ответом организма.


Можно предложить такое определение высокочувствительного ребенка – это высокочувствительный человек (или человек с высокой чувствительностью), чувствительность которого отличается от большинства людей по степени интенсивности воспринимаемых сигналов, как экстероцептивных, так и интероцептивных, и обусловлена особенностями работы системы сенсорного регулирования.


Определить высокую чувствительность способны и родители, и педагоги, которые занимаются с ребенком. Это заметно окружающим. Ребенок будет выделяться по одному или нескольким критериям, которые я перечислю ниже.


Особенности высокочувствительного ребенка



1 СПЕКТР ВОСПРИЯТИЯ ШИРЕ
У такого ребенка, как правило, шире спектр воспринимаемых ощущений.
Он тактильно более восприимчив. Чувствительные дети могут чувствовать прикосновения других людей, предметов одежды, окружающей природы к телу со своими особенностями. Они могут резко отвергать какие-то текстуры; стремиться избегать песка, грязи; могут отказываться от одежды или изделий из некоторых видов тканей. Такой ребенок более восприимчив аудиально – не любит громких звуков, они его пугают. Другие экстероцептивные ощущения (идущие от внешнего мира к органам чувств) также могут быть выборочно заметно интенсивнее для этого ребенка.
2 ПСИХОСОМАТИЧЕСКИЕ ПРОЯВЛЕНИЯ ЧАЩЕ ДРУГИХ

У ВЧ-детей часто наблюдаются некие психосоматические проявления. Они жалуются, что у них болит живот или голова, – так реагирует их тело на стрессовые события. Они могут занедужить перед важным событием – у них может начаться рвота, диарея, повыситься температура. Они реагируют и на аллергены сильнее других, их кожа склонна к проявлениям дерматита. Исследования (на выборке из более чем 800 человек в возрасте моложе 40 лет) показали, что высокочувствительные люди с большей вероятностью, чем их не высокочувствительные коллеги, в течение недели испытывали широкий спектр желудочно-кишечных симптомов:
  • включая симптомы рефлюкса,
  • боли в животе,
  • расстройства желудка,
  • диареи и
  • запора [8].
Респираторные заболевания, по утверждению Томаса Бойса, у детей с высокой психобиологической реактивностью к стрессу, проявлялись чаще, чем у других. Без стресса же они имели результаты лучше, чем в среднем по выборке [4].
3 ИНТЕНСИВНЕЕ ПЕРЕЖИВАНИЕ ЭМОЦИЙ
Высокочувствительный ребенок интенсивнее переживает эмоции, легче перевозбуждается и быстрее устает. Следовательно, он не имеет возможности спокойно справиться с небольшими неудачами, с легкостью изменить свои планы – например, проиграть в настольных играх, потерять игрушку, опоздать первым сделать что-либо и т.д. Он может рыдать над потерявшимся муравьем и плакать из-за несчастливого финала мультфильма или сказки.


4 МЕНЕЕ УРАВНОВЕШЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ И МЕДЛЕННЕЕ РАЗВИВАЕТСЯ ВОЛЯ
Его эмоциональная зрелость может запаздывать, процессы взросления идти медленнее, чем обычно. Ему сложнее достигать саморегуляции, уровня развитой волевой сферы и самоконтроля, так как из-за избытка сигналов ему сложнее дифференцировать и интегрировать сигналы, поступающие извне и приходящие изнутри.


5 НУЖДАЕТСЯ В БЛИЗОСТИ И СТРЕМИТСЯ К ЗНАКОМОМУ
Он может стремиться к непрерывной близости с родными, у него есть сложности с сепарацией. Ему трудно находиться без родителей в школе, в детском саду, в секциях и кружках по интересам. Он не будет контактировать с незнакомцами, даже здороваться, смотреть им в глаза, отвечать им, брать угощение из их рук.


6 ПОВЫШЕННАЯ ТРЕВОЖНОСТЬ
Ему свойственна повышенная тревожность, он проявляет страх в незнакомых ситуациях, что подтверждается сравнительными замерами адреналина, у высокочувствительного ребенка он выше по сравнению с другими детьми [2].


7 СЛОЖНОСТИ С КОНЦЕНТРАЦИЕЙ ВНИМАНИЯ
Также ему бывает сложно сосредоточиться на учебе, когда обстановка тревожит его, и, если многое его отвлекает. Это выглядит, как рассеянность внимания, неспособность сфокусироваться на приоритетах.
Дети, требовательные к окружающей среде больше других, вызывают неудобства, особенно это сказывается в учебе. Некоторые немецкие исследователи утверждают, что родители влияют на постановку ошибочных диагнозов СДВГ своим детям, которые младше других одноклассников, не учитывая ни возраст, ни вероятность проявления у таких детей высокой чувствительности [11].


8 СЛОЖНО УСПОКОИТЬСЯ
У чувствительных детей часто возникают бурные реакции как в радости, так и в отчаянии. Некоторые ВЧ-дети в ситуации сверхраздражения теряют самоконтроль, могут быть агрессивны, им сложно остановиться, они не могут легко успокоиться, и у них начинают подозревать синдром гиперактивности.


9 ДОЛЬШЕ ОБРАБАТЫВАЮТ ОКРУЖАЮЩЕЕ
ВЧ-дети в учебе могут сравнивать и обрабатывать воспринимаемое дольше. И это может приводить к тому, что они медленнее реагируют, и, таким образом, кажутся менее «смелыми». Поэтому их поведение оценивается как уход в себя, настороженность, заторможенность [2].


Создаётся впечатление, что сильно восприимчивые, чувствующие иначе дети-орхидеи чаще, хоть и не всегда, склонны к застенчивости, сенсорной чувствительности, боязни нового и проблемному поведению под воздействием неблагоприятных факторов… Мы начали рассматривать этих детей как «тонкокожих», чрезмерно «абсорбирующих» окружающие условия, или даже как «канареек в шахте». Все эти метафоры, помимо обозначения «дети-орхидеи», ярко отражают главную характеристику – неординарную чувствительность к социальной обстановке: к братьям, сестрам и другим членам семьи, к классу в школе и к социальной группе, к соседям и месту жительства [1].
Томас Бойс
«Канарейка в шахте» – это метафора Бойса.
Он имеет в виду, что эти дети являются индикаторами и сигнализируют первыми о том, что условия окружающей среды неблагоприятны, по аналогии с канарейками, которых брали с собой в забой шахтеры, чтобы вовремя по состоянию птицы выявить скопление смертельного газа в месте их работы.


10 ПРОСОЦИАЛЬНЫ
Однако, если рассматривать ВЧ-детей в контексте антисоциального поведения, то им не свойственны ложь, воровство. В то же время дети, которые регулярно лгали, препирались со взрослыми, беспричинно спорили и дрались или запугивали сверстников, как раз имели пониженную чувствительность [3].

Восприимчивость к условиям среды для реализации личностного потенциала




Томас Бойс считает, что высокочувствительные дети восприимчивы к условиям, в которых растут, к обстановке вокруг них и к отношениям со взрослыми.

Он провел ряд исследований, которые, по его мнению, подтвердили его предположение о том, что
«...преувеличенная психобиологическая реактивность может отражать относительный дефицит самоконтроля, который вызывает повышенную чувствительность к характеру социального окружения. Следовательно, высокореактивные личности демонстрируют либо исключительную уязвимость, либо выдающуюся жизнестойкость, в зависимости от уровня стресса и неблагоприятного воздействия внешнего социального окружения. Мы могли бы предположить, что ключевая характеристика высокореактивного ребенка – не уязвимость, а необычная восприимчивость к любым социальным условиям. Такие сильно реагирующие дети подобны орхидеям, и они несут гораздо более тяжелый груз проблем в смысле здоровья и развития, если попадают в неблагоприятное, вызывающее стресс окружение. Но в благоприятных, доброжелательных условиях они необычайно расцветают» [1].
Томас Бойс
Бойс утверждает, что повышенная стрессовая реактивность может отражать не просто увеличенное возбуждение, но, скорее всего, сигнализирует о повышенной нейробиологически опосредованной или биологической чувствительности к контексту [6, с. 183–187]. Условия, которые создаются для детей, влияют на их способность максимально раскрыть свой потенциал.

Ученые отмечают непосредственную связь между условиями, в которых растут и воспитываются высокочувствительные дети, и их личностным ростом в этих условиях. Им будет хуже, чем другим детям при неблагоприятных условиях. И будет лучше, чем другим, при благоприятных условиях.

К примеру, в массе таких детей вероятность рецидива правонарушений связана с их степенью чувствительности, а не только со стилем воспитания и качеством домашней атмосферы. Вероятность рецидивов была больше, если чувствительный ребенок попадал в неприемлемые условия воспитания. Это было изучено и выяснено в лонгитюдном исследовании 1216 подростков в возрасте от 13 до 17 лет в США, оно показывает именно такие результаты [7].

В целом негативное влияние дискомфортной домашней среды и негибких подходов к воспитанию хорошо известно, однако последствия противоположного стиля заботы о детях – внимательного к ним отношения, чуткого и тактичного восприятия их проблем, бережного обращения с проявлениями особенных черт их личности – долгое время оставались не исследованными, вплоть до появления знания о «теории привязанности». И то, в научной работе, приходится доказывать каждое допущение, как будто бы это не очевидно. Более чувствительные дети больше выигрывают от позитивной домашней обстановки по сравнению с менее чувствительными сверстниками.


Исследования показывают, что сама по себе повышенная чувствительность не ведет к социальной уязвимости – риску дезадаптации в жизни, опасности оказаться «не успешным».

Влияние условий среды на диагноз СДВГ


Две девушки-ученые изучают влияние на детей факторов окружающей среды, а также стиля воспитания или особенностей домашней обстановки. Они выяснили, что комфортные условия взросления и домашняя атмосфера способны смягчить даже проявления генетической предрасположенности к распространенному ныне синдрому дефицита внимания (СДВГ), и способствовать более полному усвоению опыта от контактов с окружающей средой.

Из-за наличия генетических или физиологических особенностей, специфики темперамента, дети, которые считались подверженными риску СДВГ, могут оказаться более чувствительными к среде своего окружения по сравнению с детьми, не подверженными такому риску. Следовательно, они более восприимчивы к получаемому ими опыту при контактах с реальностью – причем как положительному опыту, так и негативному [5, с. 1–17].


Рисунок Брэда Питджорни

Влияние условий среды на развитие нравственности


Интересные наблюдения при изучении детской чувствительности сделали американские ученые. Они рассматривали эффект от взаимодействия определенного стиля воспитания и типа темперамента, а также влияние этих факторов на формирования того, что принято называть совестью.

Так, профессор Коханска из университета Айовы [10, с. 643–656] обнаружила, что дети в возрасте 2–3 лет, которые замечали дефекты в предметах, показанных им во время визита в домашних условиях, чаще расстраивались во время особого испытания в лабораторной обстановке.
Ученые специально подстраивали в лаборатории, будто дети разобьют что-то.

Гипотеза эксперимента предполагала, что дети будут чувствовать себя виноватыми по той причине, что они разбили в лаборатории предмет, представлявший для взрослого ценность. Те, кто был внимателен настолько, что заметил дефекты во время визита на дом, были наиболее огорчены и пытались исправить смоделированную ситуацию проступка в лаборатории.

В возрасте 4–5 лет эти же дети реже обманывали, нарушали правила, делали более просоциальный выбор при разборе предложенных им моральных дилемм, выказывали большую совестливость.

При этом в этих же исследованиях, включавших фактор родительского стиля воспитания, «заторможенные» дети принимали родительские моральные стандарты только тогда, когда воспитание было мягким, без акцента на властность старшего, что, по-видимому, приводило к оптимальному, умеренному уровню тревожного возбуждения, делают выводы ученые. В давящих и принуждающих семьях эти дети демонстрировали менее нравственное поведение [9, с. 222–237].
Вот так связано и подтверждено эмоциональное развитие, развитие нравственности и внутренней морали и стиль воспитания дома.
Резюмируя сказанное
Высокочувствительные дети проявляют особенности своего поведения дома и в школе, что может мешать, отвлекать, как их самих, так и тех, кто находится рядом с ними, включая преподавателей, вызывать негативное восприятие их другими или провоцировать гипердиагностику.

По нашим данным, мало кто их педагогов обращает внимание на такой фактор, как чувствительность ребенка. Те, кто замечает, чисто интуитивно учитывают это в работе, однако, никакой специальной подготовки при работе с такими детьми не проводится, программы не разрабатываются.

Многие исследователи уверены, что все одаренные дети - это высокочувствительные дети. Эйрон описывает большую творческую одаренность и креативность ВЧ детей, однако, я просто уже не пишу об этом, так как нет исследований, подтверждающих эти тезисы. Однако, одаренных детей по статистике всего 3-5% в популяции, а высокочувствительных 20%. Удивительно, что при этом существуют специальные программы для создания в школах лучших условий одаренным детям, но ничего не говорят о высокочувствительных.

Судя по всему, при выгодных для них условиях ВЧ дети раскрывают свой потенциал наравне с другими детьми и получают возможность справляться и преодолевать сложности, несмотря на свои личностные качества.

Не только особенности поведения и восприятия отличают таких детей.
Они более требовательны к условиям среды, в том числе ко взрослым, заботящимся о них. Им нужна поддержка для адаптации и освоения образовательных программ в коллективах. Обязательным для них является выстраивание правильных принимающих отношений с заботящимися взрослыми. Благоприятные условия дают им больше, чем другим детям, если верить современным теориям на этот счет, каждое вложенное усилие при поддерживающей среде, даст большую отдачу.

Мне кажется важным обучать педагогов и создавать группы поддержки для родителей таких детей.


Автор: Валентина Ячичурова
Источник: Ячичурова, В. А. Высокочувствительные дети: диагностика и проблемы / В. А. Ячичурова, Н. А. Калугина // Живая психология. – 2023. – Т. 10, № 2(42). – С. 62-72. – DOI 10.58551/24136522_2023_10_2_62. – EDN DQQHNF.




Источник литературы:


1. Бойс Т. Дети-одуванчики и дети-орхидеи. Как помочь ребенку превратить его слабости в достоинства. М. : Эксмо-Пресс, 2019. 320 с. ISBN: 978-5-04-101590-9. (Психология. Воспитание с любовью и пониманием).


2. Aron, E. N. Sensory Processing Sensitivity. A Review in the Light of the Biological Responsivity // Evolution Personality and Social Psychology Review. – 2012.


3. Boterberg, S. Making sense of it all: The impact of sensory processing sensitivity on daily functioning of children / S. Boterberg, P. Warreyn // Personality and Individual Differences. – 2016.

4. Boyce, W. T. Psychobiologic reactivity to stress and childhood respiratory illnesses: results of two prospective studies // Psychosomatic Medicine. – 1995.

5. Einziger, T. Individual differences in sensitivity to positive home environment among children "at risk" for attention-deficit/hyperactivity disorder: A review // Fronters in Psychiatry. – 2022.

6. Ellis, B. Biological Sensitivity to Context // Current direction in psychological science. – 2008.

7. Donley, S. Environmental Sensitivity Among Juvenile Offenders: Do Some Offenders Benefit from a Positive Home Environment More than Others? / S. Donley, A. Fine, C. Simmons, E. Cauffman, В. Pluess, R. Dahl. – Ostin, 2017.

8. Iimura S., Takasugi S. Sensory Processing Sensitivity and Gastrointestinal Symptoms in Japanese Adults. DOI:10.3390/ijerph19169893 // International Journal of Environmental Research and Public Health, 2022.

9. Kochanska, G. Children’s Fearfulness as a Moderator of Parenting in Early Socialization: Two Longitudal studies // Developmental Psychology. – 2007.

10. Kochanska, G. C. Toddlers’ Sensitivity to Standard Violations // Child Development. – 1995.


11. Schwandt, H. The Youngest Get the Pill: ADHD Misdiagnosis and the Production of Education in Germany // IZA Discussion Paper. – 2015.


Онлайн-марафон по укреплению отношений со старшим ребенком

после рождения младшего