Влияние условий среды на развитие нравственности
Интересные наблюдения при изучении детской чувствительности сделали американские ученые. Они рассматривали эффект от взаимодействия определенного стиля воспитания и типа темперамента, а также влияние этих факторов на формирования того, что принято называть совестью.
Так, профессор Коханска из университета Айовы [10, с. 643–656] обнаружила, что дети в возрасте 2–3 лет, которые замечали дефекты в предметах, показанных им во время визита в домашних условиях, чаще расстраивались во время особого испытания в лабораторной обстановке.
Ученые специально подстраивали в лаборатории, будто дети разобьют что-то.
Гипотеза эксперимента предполагала, что дети будут чувствовать себя виноватыми по той причине, что они разбили в лаборатории предмет, представлявший для взрослого ценность. Те, кто был внимателен настолько, что заметил дефекты во время визита на дом, были наиболее огорчены и пытались исправить смоделированную ситуацию проступка в лаборатории.
В возрасте 4–5 лет эти же дети реже обманывали, нарушали правила, делали более просоциальный выбор при разборе предложенных им моральных дилемм, выказывали большую совестливость.
При этом в этих же исследованиях, включавших фактор родительского стиля воспитания, «заторможенные» дети принимали родительские моральные стандарты только тогда, когда воспитание было мягким, без акцента на властность старшего, что, по-видимому, приводило к оптимальному, умеренному уровню тревожного возбуждения, делают выводы ученые. В давящих и принуждающих семьях эти дети демонстрировали менее нравственное поведение [9, с. 222–237].
Вот так связано и подтверждено эмоциональное развитие, развитие нравственности и внутренней морали и стиль воспитания дома.