интервью с Валентиной Ячичуровой

Как пережить школьные аттестации

в преддверии новогодних праздников и карантина?
— Валентина, декабрь непростой период в школьной жизни. С одной стороны, приближаются праздники, с другой стороны, это время промежуточных аттестаций, экзаменов и контрольных работ. Продолжается карантин. Школьники сильно переживают из-за предстоящих испытаний, особенно волнуются выпускники. Как поддержать ребёнка в сложный период, чтобы он пережил эти испытания?
Я помню, как сама проходила через это в детстве. И мне кажется, что ребенку в это время нужна поддержка и забота, которые бы не зависели от того, насколько сильно он выкладывается и достаточно ли хорошо идет его подготовка к тестам.
Мы можем и должны проявлять о них заботу, предлагать им помочь с уроками, облегчать быт: повесить куртку, брошенную на стул, приготовить и наложить поесть несмотря на то, что ребенок и сам может это сделать.
Чувствуя, что родители позаботятся обо всем, ребенок находит важный ему покой в семье, это станет опорой, необходимой для рывка. Пусть будет время за столом, когда бы вы не спрашивали ребенка как его дела с подготовкой, а просто весело проводили бы время друг с другом - шутили, обсуждали новый фильм.
Вечер настольных игр, бабушка по субботам, пусть все остается с вами – семейные традиции будут спасением от вторжения угнетающего и неотвратимого события в ваши дома. Дома ребенку нужно создавать ощущение дома.

И нам придется сделать скидку на напряженное состояние и взвинченные нервы детей. Ребенок встревожен тестированием, он эмоционально накален, поэтому некоторые эмоции будут выражаться громко и некрасиво.
Не принимайте это лично. Сведите плохое поведение к тому, что вы ожидали лучшего, но вы все равно на связи и на стороне своего ребенка. Не отказывайтесь от исполнения своих родительских обязанностей, если вам не нравится, как ребенок отвечает вам, если грубит.
Поищите площадки для его эмоциональной разрядки. Танцы по вечерам и караоке всей семьей, игра на музыкальных инструментах - прекрасно подойдут. Барабанная установка может быть просто идеальным выходом. Они сейчас с наушниками, в которые идет звук. Побегать, покричать, покататься на коньках, или, может быть, ребёнок любит спорт, пусть будет возможность разряжаться.


— А как родителям успокоить тревогу, ведь они тоже остро переживают экзамены и аттестацию, и продолжить жить?
Я прекрасно понимаю, как нам может быть жаль усилий и вложений в учебу ребенка. Мы можем не находить себе места или ставить на кон слишком многое в преддверии этих итоговых экзаменов и оценок. Но хотелось бы не тревожить детей еще больше. Поэтому надо найти экологичные варианты выражения своего беспокойства и тревоги, чтобы дети об этом не знали. Выражая эмоции, мы находим от них освобождение. Говорите о своих переживаниях с кем-то, найдите, где вам можно обсуждать проблемы и неудачи и волноваться легитимно.
Это можно делать в сообществах других родителей по интересам, с родственниками, психологом, поддерживайте друг друга и давайте высказываться, делиться фрустрацией. Необязательно, что вам там дадут какие-то решения и советы, это просто должна быть скорая помощь, чтобы высказаться и не копить в себе эмоции, не ходить из угла в угол и не срываться на детях. У нас у всех бывают ужасные дни. И у нас масса фрустрации, и мы можем ранить детей. Группы поддержки Заботливой Альфы – то место, где найдется поддержка для школьников и семейников.
— Детей переводят на дистанционное образование, родители в панике. Можно ли в таком формате подготовиться к экзаменам и не сойти с ума?
Попробуйте сосредоточиться на важном. Если цель сдать – то можно подключить репетитора и помочь им наладить связь с ребенком, сватая их друг другу. Привлечь на помощь уже существующие привязанности для учебы. Хорошо бы, чтобы репетитор был уже знакомым учителем. Или пусть им помогают взрослые из вашего окружения, сосед, дядя, бабушка. Настраивайтесь на то, что дистанционная учеба – это не всегда школьная учеба. Проще подготовиться не за счет школьных онлайн занятий, а за счет специализированных ресурсов.

Ищите дополнительные ресурсы, по которым ребенок может учиться. Библиотека, онлайн-энциклопедии и курсы, онлайн-школы и погружения для старшеклассников, вовлекайтесь сами, чтобы каждый новый источник был привнесен вами. Совместно начинайте осваивать сайт, и, когда видите, что ребенок извлекает пользу из данного ресурса, то передавайте ответственность ребенку. В сжатые сроки – это самый эффективный способ что-то добавить к учебе.


Если вам важно соблюдать график подготовки, то попробуйте установить расписание с детьми, когда они будут учиться, работая на подготовку к экзаменам.

Но сделать это нужно, когда у вас хорошие отношения, когда вы настроены друг на друга и можете сесть и поговорить дружески, спросить мнение ребенка, обсудить и прийти к договоренности, которую вы поможете выполнять ребенку. Главное тут – желание ребенка, которое он прочувствует и выскажет. То, что исходит от нас самих, нам выполнять легче, чем навязанное сверху.
Но обязательно оставьте время, когда о будущих экзаменах не будет идти речи. Отдых после учебы очень важен. Все ваши семейные праздники и посиделки, поездки в гости могут иметь место.
Стоит выбросить то, что вторично в текущей программе, не требовать соответствия по всем школьным урокам, и сосредоточиться только на подготовке к конкретным экзаменам, разбавляя эту подготовку покоем и свободной деятельностью, которой место дома.


Отдых после учебы очень важен.
- Окончание семестра - стрессовое состояние не только для учеников и родителей, но и для учителей. Как они могут помочь себе и ученикам, в этот ответственный и напряжённый период?
Нам важно показать своим ученикам, что мы уверены в том, что они справятся. Переживут аттестации, а после этого учеба продолжится, продолжится или начнется новый учебный год. Нам стоит показать перспективу, чтобы недочеты не казались детям провалом, а плохо сданные экзамены не были для них тупиком, после которого нет жизни. Мы остаемся с ними в близких отношениях, мы наставники для них и их учителя, которые хорошо их знают, поэтому нам можно переместить фокус с сложного периода на то, что все будет по-прежнему после экзаменов.
Это снизит волнение детей, покажет им, что их не будут с пристрастием оценивать и их положение в классе не под угрозой, что значимые для них взрослые не ставят сдачу аттестаций целью всей учебы, а им гораздо важнее то, что они учат и помогают детям познавать этот мир. Детям легче сосредотачиваться, и они меньше тревожатся, когда они уверены в поддержке взрослых несмотря ни на что.

Учителя чувствуют ответственность за результаты и волнуются тоже, но создавая более спокойную атмосферу вокруг экзаменов, они смогут повысить результаты, и избежать проблем со здоровьем у себя и у учеников.