Высокочувствительный ребенок

Высокая чувствительность, как феномен

Примерно на каждого пятого ребёнка окружающая среда оказывает более сильное возбуждающее действие, этим он и выделяется среди своих сверстников. Это дети, которые быстрее других перегружаются, более тревожны, впечатлительны и ранимы, более бурно и остро реагируют, отличаются вспыльчивым характером. Дети без кожи.
Пример чрезмерного аудиального восприятия ребенком окружающей среды
... мы последовали за ней – из залитой солнцем классной комнаты рядом с нашим домом в тёмный подвал музыкальной школы, где она теперь преподавала. На первом занятии Джейкоб никак не мог успокоиться и всё время выбегал из класса. Во время второго занятия он пришёл в такое возбуждение, что стал прыгать вверх-вниз и приземлился на учительницу. На следующий день, когда он был в спокойном состоянии, я спросила, нет ли чего-то такого, что ему не нравится на новом месте. “Лампы жужжат”, – объяснил он, – “Я ничего не слышу из-за этих ламп.


Томас Бойс называет их дети-орхидеи, и считает, что они отличаются с точки зрения нейробиологии и обладают повышенной восприимчивостью к окружающей их среде, что обусловлено их генотипическими отличиями.
Томас Бойс считает, что чем лучше и благоприятнее для них среда, тем они полнее и ярче раскроются. Даже ярче остальных детей. Чем хуже среда, в которой они живут, тем больше она угнетает их и вызывает проблем.

Причинами высокой чувствительности и ее проявлений называют:
  • биологическую и генетическую предрасположенность (рыжие, альбиносы склонны)
  • стресс во время беременности
  • травмы при рождении,
  • долгие роды, чрезмерная нагрузка во время родов
  • кесарево сечение или уменьшенная нагрузка на ребенка во время родов, ускоренные роды
Например, 13-летняя Анна всегда носила с собой книгу. У нее был огромный словарный запас, и она могла пересказать отрывки из многих шекспировских пьес. Ее понимание тем и вопросов, присущих тексту, было выдающимся. Она очень хотела стать актрисой и могла, по запросу, взять на себя любую роль, поразительно владея телом, эмоциями и интеллектом. Однако в повседневной жизни Анна была трудной, непокорной и отстраненной. Глубокодуховный ребенок, Анна стремилась к общению с природой. Ее любимыми моментами в частной школе, которую она посещала, была прогулка в обеденный перерыв в роще. «Я хожу и разговариваю с деревьями. Я так много могу им сказать. Они всегда готовы выслушать». Этот внутренний мир Анна не открывала ни членам семьи, ни одноклассникам. Ее привели на консультацию из-за непослушания и воинственности.
Элейн Эйрон
Таких детей по оценкам от 15 до 20% в норме в современных условиях.

Им свойственна и повышенная сенсорная чувствительность, и повышенная эмоциональная чувствительность, включающая в себя сильный отклик психики на ощущаемые эмоции и соответствующую реактивность и интенсивность проявлений – сенситивность (сензитивность).

Мы можем называть их высокочувствительными детьми, которым иногда диагностируют нарушения, но чаще диагнозы ошибочные и поставлены только на основе описания их поведения родителем или учителем.

Хотя кажется, что о высокочувствительных детях (ВЧД) можно много рассказать, ни одно описание не будет универсальным, потому что каждый высокочувствительный ребенок уникален благодаря сочетанию комбинации врожденных черт, приобретенных реакций и разного опыта.

«Высокочувствительный ребенок может быть общительным или предпочитает играть в одиночку, он может быть настойчивым или легко отвлекающимся, начальственным и требовательным или настолько уступчивым, что он уже «почти слишком хороший». Но при этом есть у чувствительности общая «нить», которую вы можете распознать» - пишет Элейн Эйрон.
Один мальчик, исключительно одаренный и глубоко подавленный, отточил свою способность «изменять реальность». Он сообщил, что его классный руководитель был бесчувственным и жестокосердным, а его школьные занятия были бессмысленными и излишними. В ответ он превратил своего учителя в телеэкран и часами «переключал каналы» с помощью своего воображаемого устройства дистанционного управления. Его направили на консультацию по поводу синдрома дефицита внимания, неповиновения и изоляционистских социальных тенденций.
Дети - как тонко настроенные радиоантенны, которые могут уловить самые незначительные радиосигналы из воздуха.
Они живут словно на переполненном знаками дорожного движения перекрестке.

Они получают слишком много сигналов для переработки лимбической системой. Лимбика перегружается и глубоко обрабатывает происходящее, выдавая в результате огромный айсберг эмоций, телесных реакций, возбуждения, ажитации, тревожности или раздражения и гнева.

я использую это фото для наглядности на своих открытых лекциях

Механизм чувствительности


Чувствительность связана в первую очередь с особенностями работы системы сенсорного регулирования "Sensory Gating System".

В английской литературе используется термин sensory gating (от английского gate, ворота), использующий сравнение фильтра информации с воротами, которые могут пропускать или блокировать сенсорные сигналы.

Большинство ощущений нам не важны и не нужны, и мозг, считая их лишним шумом, отфильтровывает их за счет подавления, отсеивания или иногда используют термин торможения. Это требуется для отстройки от незначительного и фокусировке на приоритетном, как работает радиоантенна, ловящая радиоволны.

Некоторые сигналы человек сначала замечает, затем постепенно привыкает к ним, они перестают быть особенными, новыми, и они тоже перестают его беспокоить.
Но процесс привыкания происходит не для всех легко.

Мозг высокочувствительных детей интерпретирует обычный сигнал, как важный, опасный или новый, и все равно пропускает этот сигнал в мозг, заставляя обрабатывать его, даже если стимул знакомый. Они продолжают чувствовать то, что другие не чувствуют даже в очень слабом виде – это называется сенситизацией. Тикание часов в комнате, запах рыбы в холодильнике, трение швов одежды по коже.

Дети проявляют свои особенности и в школе, что может мешать, отвлекать их самих и других, раздражать учителей, вызывать негативное восприятие их другими или провоцировать гипердиагностику разных расстройств, СДВГ, аутизм, рассеянное внимание, ПТСР, депрессия, мутизм, социальное расстройство личности и тд.
Им нужна чуткость и поддержка для адаптации и освоения образовательных стандартов.

Тест для родителей в виде анкеты на высокую чувствительность


Ответьте на 14 и больше вопросов "верно" и вы можете отнести своего ребенка в категорию высокочувствительных.
Высокочувствительные дети чувствительны по-разному, спектр проявлений и интенсивности реакций у каждого свой.
Однако, если вы сомневаетесь, то ваш ребенок не высокочувствительный, это обычно очевидно сразу.

Онлайн-марафон по укреплению отношений со старшим ребенком

после рождения младшего