Ребенок у врача:

что самое главное для успешного взаимодействия?

Родители ждут от врача уважения к пациенту. В некоторых странах врачи относятся к маленьким пациентам как ко взрослым: садятся перед ним на колени, обращаются непосредственно к ребенку.


Но важнее проявления уважения все же обстановка. Часто я замечаю, что на приеме врач не может создать атмосферу доверия и безопасности для моих детей. Мне же хотелось бы немного искренней эмпатии со стороны медперсонала. Правда, эмпатия – это то, чему не научишься специально, ведь она возникает из чувства заботы о том, кто находится перед тобой.



Я верю в то, что люди помогающих профессий должны чувствовать эту заботу и действовать с чувством заботы, видеть, что происходит с человеком, чтобы успешно работать с ним и не наносить вред. Мне кажется, что они не должны решать проблему с порезом или с зубом ценой психологического ущерба.

Понятно, что врачу нужно сделать свою работу. Но я предлагаю еще учесть и того, над кем производятся эти манипуляции. Ведь если ребенок отказывается сотрудничать, значит, у него есть причина. Если разобраться, в чем причина, легче будет найти способ ее устранить.

Почему ребенок отказывается сотрудничать с докторами

Причин для противления может быть много. Вот самые очевидные:


  • Ребенок не понял, что он него требуется, что с ним будут делать.
  • Он боится врача.
  • Он не знаком с врачом и не доверяет ему.
  • Он боится боли.
  • Он боится остаться один.
  • Он боится, что родители перейдут на сторону врача, оставив его наедине с его страхами, обесценив его чувства.


Популярные стратегии общения медперсонала с ребенком



Врачи могут демонстрировать формальное уважение к пациенту, но при этом обманывать ребенка. Например, моего ребенка ужасно пугает, когда адекватный с виду человек начинает говорить «ну а теперь помажем вареньем», не замечая его вопрошающего взгляда. После таких слов ребенок всю процедуру сидит настороже.

Иногда, по мнению врача, уважение к пациенту означает, что он не будет разговаривать с мамой, а будет спрашивать ребенка напрямую, несмотря на то, что ребенок может вовсе не хотеть вступать в общение, будет смотреть на маму и искать у нее подсказки и ориентиры. Врач, поговорив с ребенком как со взрослым, может требовать с ребенка как со взрослого. Хотя очевидно, что ребенок еще не готов принимать решения относительно своего здоровья.

Некоторые стараются использовать страх ребенка остаться без родителей, объединяясь с родителями или используя их как рычаг давления. А выглядит все очень «уважительно»: «Ну я даже не знаю, с таким поведением я ничего не успею, и маме, к сожалению, придется тебя оставить тут на ночь, правда, мама?»

Что способствует успешному взаимодействию врача с ребенком


Думаю, что меня бы порадовало, если бы врач при знакомстве старался не нагнетать атмосферу, а разряжать ее. Так как нам важно на приеме создать безопасную для ребенка обстановку, доктор должен стать на время «своим человеком» – дядей Мишей или тетей Катей. Это важно для того, чтобы ребенок начал сотрудничать, или хотя бы стал слушать доктора и верить тому, что этот человек с хорошими намерениями.


Для начала я ожидаю, что врач спросит имя ребенка у меня, у мамы, и назовет свое. Попросить маму познакомить его с ребенком – это очень хороший располагающий прием. Знакомство – это древний ритуал, которому раньше уделяли много внимания. Людям всегда было важно, кто рекомендует нам узнать и впустить в свой круг нового человека. Очень важно, чтобы мама представляла детей другим людям.


Дальше можно сказать пару слов о себе, таких слов, которые бы дали понять, что ребенок и врач в чем-то очень похожи. Во внешности, в одежде, в привычках, в идеях, в хобби, в любви к кошкам и т.д. Например: «Рома, привет. О, я вижу, вы уже в осенних ботинках, я тоже уже переобут, вот мои, смотри, тоже на шнурках. Устанешь завязывать, согласен?»
Через похожесть легче всего почувствовать связь. А значит, и расположение к тому, кто перед нами. Уже на этом этапе будет гораздо проще принимать заботу и распоряжения от этого взрослого. Вне контекста связи дети не будут воспринимать этого взрослого и следовать за ним.

И дальше, во время процедур, все основные моменты лечения можно уладить совместно с родителями. Родители помогут преодолеть сопротивление, успокоить или уравновесить страх ребенка, подскажут, на что сделать упор и какое количество информации нужно дать ребенку. Не стоит пренебрегать кооперацией. Врачу же нужно просто не напугать ребенка еще больше и не запрещать ему выражать свои эмоции.