статья Валентины Ячичуровой, 2022 г

Вариативность для учебы

Дети рождаются очень незрелыми, они зависимы, долгое время ничего не могут делать самостоятельно для своего физического жизнеобеспечения, пока не подрастут. До трех лет мозг вырастает до 80% от веса взрослого мозга. Такой рост связан с увеличением числа нейронных связей. В процессе миелинизации некоторых из них мозг должен будет удалить все неэффективные. Когнитивные структуры формируются на основе различий между одними путями прохождения электрического импульса по нейронам и другими путями. Сначала их переизбыток, но используя одни или другие пути, мы выстраиваем прочные связи. Действуя вариативно, человек может вырабатывать наиболее эффективные способы решения задач, творить, находить решения, и та вариативность, которая в начале доступна человеку, будет сильно влиять на то, что в итоге построится в его мозге.

Воспринятые ребенком различия в процессе занятий, говорит Анат Баниэль, снабжают мозг новой информацией, которую он использует для создания новых возможностей.
В деле реабилитации детей это может быть важным для того, чтобы ребенок освоил простые, но недоступные ему пока движения. А также для того, чтобы мозг выправлялся и отлаживал свое функционирование.

В силу своего состояния ребенок с особыми потребностями часто ограничен в способностях к вариациям. Она помогает ребенку с аутизмом, например, добавить вариативности в его повторяющиеся движения, которой он не в состоянии добиться сам. Для этого она подстраивается под ребенка, завладевает его вниманием, начинает повторять за ним его движения.

Затем, когда ребенок с ней чувствует похожесть, замечает ее, Анат вносит некоторое минимальное изменение в то, что делает. Предлагая ему, по сути, игру. Она вовлекает аутистичного ребенка в игру, и через игру, дополняет возможности мозга к изменениям. Почитайте ее книгу, она описывает важность устранения ограничений для мозга ради его развития, неважно, спастическое мышечное ограничение или навязчивые виды поведения, как стимы в случае с аутизмом.

Джул Эпп, например, еще один успешный практик по работе с особенными детьми, рассказывала на одной из встреч, какой-то случай с перешагиванием порога ребенком. Ему нужно было это делать. И точно так же, мама, повторяла за ним все его действия, добавляя разные смешные детали, показывая своим видом, что она настроена на то, чтобы поиграть с ним в это, превращая его особенность в игру для него же самого. Это помогло ему самому не зацикливаться и отвечать на происходящее вместо действий по шаблону, и позволяло мозгу отпустить фиксацию и задействовать другие варианты поведения.



Самый лучший способ развития – это не сильнее концентрироваться на одном и том же, а делать разное. Это было доказано в различных исследованиях, Анат описывает их в книге. 4 группы крыс подвергли эксперименту. Первая группа должна была бегать 60 минут в день по беговой дорожке, вторая группа бегала только, если хотела, третья получила акробатическую среду и возможность тренироваться, когда хотят, а четвертая не тренировалась. Больше всего кровеносных сосудов в мозге выросло у первых двух. А больше всего синапсов на нервную клетку обнаружили у акробатов.
Это пища для выводов о том, как создается лучшая среда для развития мозга. «Без света глаза не могут видеть, а без вариаций мозг не может учиться и организовывать действия».

Такой же эксперимент проводили на людях. Их обучали игре в Го. Часть участников не давали делать ничего иного, а у других были варианты, как делать одно и то разными способами. Им добавили игру Реверс для разнообразия. Третьим позволили играть в настольную игру и это не совсем то, что нужно. Лучшие темпы обучения были у тех, у кого была релевантная, имеющая отношение к делу, вариативность.

Вариативность – это изменение привычного там, где и так хорошо работает.

Почему это должно развивать?

Потому что гораздо легче обучаться чему бы то ни было, когда у вас нет страха перед нестандартными ходами, когда нет стопора от неожиданностей, если совершена ошибка и все идет не по плану. Легче будет действовать в условиях непредсказуемости.

Ошибки ребенка могут становиться поводом и источником вариаций. Перекидывая одно и то же так и эдак, меняясь ролями в учебе, начиная с конца и идя к началу, ребенок обучается свободному открытому исследованию.

Это помогает научиться учиться в том числе.

Мы все знаем, что изучение чего-то ради самого процесса, становленческий истинный интерес ребенка к предмету, появляется только периодически, это роскошь. Становленческий интерес не может проявляться во всех предметах. Тем более не обязан проявляться во время обучения по программе. Но, становясь заложниками своих надо, мы ищем способы задействовать волю и интерес ребенка для достижения целей программы. У нас очень ограниченные возможности в этом. Но вариативность – это принцип, который поможет нам сделать привлекательнее процесс учебы.
Все же, проходить через трудности или нежелание трудиться проще, когда у тебя есть результативность, а не когда ты бьешься над преодолением своих ограничений безрезультатно. Это психология успеха. Ребенок, которому тяжело осваивать новые навыки, кто не тянет школьную программу, обычно уже носит на себе ярлык неуспешного. В то время, как применение с ним принципа вариативности позволяет ему находиться в состоянии удовлетворенности самим собой. А это рождает эмоциональное благополучие и новую мотивацию к учебе.

Одна многодетная мама и лектор рассказывала, как она старалась в детстве правильно называть слова по буквам. Это упражнение называется спеллинг. Она критически подходила к спеллингу, готовясь по словарю заранее, волновалась о правильности того, как она запомнила написание слова. «Со своим детьми я решила вести себя совершенно иначе», —говорит она. – «Я собирала слова, которые дети пишут с ошибками в тайне от них. Смешивала их с другими самыми разными сложными словами. Они никогда не знали, какие слова мы будем произносить по буквам.» То есть, она брала их ошибки и делала из них другое упражнение. Более того, она не просто предлагала им разобрать слова на буквы вслух, что превращалось в интересную домашнюю игру с детьми, она меняла правила игры так, чтобы дети легко относились к этому упражнению. Она устраивала соревнование, кто сделает больше ошибок и абсурднее назовет буквы, из которых состоят слова.

Так или иначе, это была работа над грамотным письмом. Но, беря одно и то же в работу разными способами, дети преодолевали сложности и исправляли ошибки без сопротивления и усталости.