Дети рождаются очень незрелыми, они зависимы, долгое время ничего не могут делать самостоятельно для своего физического жизнеобеспечения, пока не подрастут. До трех лет мозг вырастает до 80% от веса взрослого мозга. Такой рост связан с увеличением числа нейронных связей. В процессе миелинизации некоторых из них мозг должен будет удалить все неэффективные. Когнитивные структуры формируются на основе различий между одними путями прохождения электрического импульса по нейронам и другими путями. Сначала их переизбыток, но используя одни или другие пути, мы выстраиваем прочные связи. Действуя вариативно, человек может вырабатывать наиболее эффективные способы решения задач, творить, находить решения, и та вариативность, которая в начале доступна человеку, будет сильно влиять на то, что в итоге построится в его мозге.
Воспринятые ребенком различия в процессе занятий, говорит Анат Баниэль, снабжают мозг новой информацией, которую он использует для создания новых возможностей.
В деле реабилитации детей это может быть важным для того, чтобы ребенок освоил простые, но недоступные ему пока движения. А также для того, чтобы мозг выправлялся и отлаживал свое функционирование.
В силу своего состояния ребенок с особыми потребностями часто ограничен в способностях к вариациям. Она помогает ребенку с аутизмом, например, добавить вариативности в его повторяющиеся движения, которой он не в состоянии добиться сам. Для этого она подстраивается под ребенка, завладевает его вниманием, начинает повторять за ним его движения.
Затем, когда ребенок с ней чувствует похожесть, замечает ее, Анат вносит некоторое минимальное изменение в то, что делает. Предлагая ему, по сути, игру. Она вовлекает аутистичного ребенка в игру, и через игру, дополняет возможности мозга к изменениям. Почитайте ее книгу, она описывает важность устранения ограничений для мозга ради его развития, неважно, спастическое мышечное ограничение или навязчивые виды поведения, как стимы в случае с аутизмом.
Джул Эпп, например, еще один успешный практик по работе с особенными детьми, рассказывала на одной из встреч, какой-то случай с перешагиванием порога ребенком. Ему нужно было это делать. И точно так же, мама, повторяла за ним все его действия, добавляя разные смешные детали, показывая своим видом, что она настроена на то, чтобы поиграть с ним в это, превращая его особенность в игру для него же самого. Это помогло ему самому не зацикливаться и отвечать на происходящее вместо действий по шаблону, и позволяло мозгу отпустить фиксацию и задействовать другие варианты поведения.