Как же помочь ребенку "оттаять" и вернуть доступ к своим слезам?Предлагаю в таких случаях идти
в обратном порядке, начиная не с проработки границ и твердости решений родителя, а с очень бережного
пробуждения мягких чувств. Это особенно важно, если вы чувствуете, что ребенок совсем не поддается вашему влиянию, не принимает ограничений.
Шаг 1: Находим безопасные "островки" грусти и нежностиНаша первая задача – не ставить жесткие границы (пока!), а
создать максимальную безопасность и помочь ребенку соприкоснуться с уязвимыми чувствами там, где это
не слишком больно и не угрожает его защитам. Это могут быть очень разные моменты:
- Совместное сопереживание героям: "Смотри, как олененку Бэмби, наверное, было грустно, когда он остался один...", "Мне кажется, этому персонажу сейчас очень одиноко...".
- Наблюдение за миром: "Мне немного жаль эту бездомную собачку, ей, наверное, холодно...", "Смотри, какой дождик за окном, немного печально стало...".
- Искусство: Прослушивание трогательной, может быть, немного грустной музыки; рассматривание картин, вызывающих разные чувства.
- Тихие моменты близости: Просто посидеть рядом в тишине, может быть, поделиться своим легким переживанием ("Я сегодня немного устала..."). Цель – не заставить плакать, а очень осторожно, по капельке, смягчить сердце, показать, что чувствовать нежные, грустные, уязвимые эмоции – это безопасно рядом с вами.
Шаг 2: Поддерживаем и "контейнируем" появляющуюся уязвимостьКогда вы замечаете эти проблески мягкости – может, ребенок вздохнул над грустной историей, или немного всхлипнул, когда его рисунок порвался – очень важно
быть рядом и выдерживать эти чувства вместе с ним. Не торопить, не обесценивать ("Да ладно, это же просто рисунок!"), не пытаться сразу развеселить. Просто дать понять: "Я вижу твою грусть. Это нормально. Я рядом". Ваше спокойное присутствие – это то, что позволяет ему постепенно снова доверять своим эмоциям.
Шаг 3: Аккуратно встречаемся с "маленькими" тщетностями Только когда вы чувствуете, что сердце ребенка немного "оттаяло", что он стал мягче и способен выдерживать грусть рядом с вами, можно
постепенно помогать ему встречаться с небольшими, переносимыми ограничениями повседневной жизни ("Нет, сейчас уже поздно для еще одного мультика", "Эта игрушка сломалась, ее не починить").
Важно начинать с малого и быть готовым снова вернуться к шагу 1 или 2, если защита включится вновь. И именно тогда, когда ребенок сможет прожить небольшое "нельзя" через слезы грусти (а не через взрыв гнева или уход в себя), можно говорить о том, что процесс адаптации снова запущен.
И только
после этого, когда способность плакать слезами тщетности восстановлена, можно постепенно возвращаться к установлению необходимых правил и границ более уверенно. До этого момента любые требования и дисциплинарные меры, скорее всего, будут неэффективны.
Сначала – мягкость и слезы, потом – границы и адаптация к ним.
Это путь, требующий от нас, родителей, огромного терпения, чуткости, веры в ребенка и способности самим выдерживать его (и свои!) сильные чувства. Но именно он позволяет вернуть ребенку доступ к его собственным ресурсам исцеления и адаптации, заложенным природой.
Автор Валентина Ячичурова,
11.04.25
Все статьи:
Статьи