статья Валентины Ячичуровой, 2022 г

Замедленность для развития

Замедленность – еще один принцип, который Анат Баниэль выделяет в отдельную составляющую своего подхода. Если честно, я никогда не называла этот принцип именно так, но часто советовала родителям не торопить ребенка с результатами. Это касается и развития его личностных качеств, эмоциональной уравновешенности и сдержанности, и учебы. Я говорю, для этого развития требуется покой.


Покой – это необходимое условие для эффективной учебы и для обучаемости, как качества, которое можно улучшить в ребенке. Обучаемость – сильнейший фактор, который влияет на способность учиться. Не педагогическое мастерство, разнообразная среда или развлечения во время учебы, а именно обучаемость самого ребенка. Хотя, можно наверняка сказать, что тот способ, которым учитель учит, сама педагогика может влиять и на обучаемость ученика. Однако, не только это влияет. Дом тут гораздо важнее, чем школа.


Покой создается не во время обучения, а как раз вне его.

И принцип замедленности Анат Баниэль это то, что позволяет ребенку быть в покое и ощущать себя в точке покоя.
Что именно она рекомендует родителям делать.


Снижать стимуляцию

Она напоминает, что дети с СДВГ или другими нарушениями, которые не позволяют концентрироваться и заставляют ребенка быть в ажитации не то, чтобы получает мало стимулов. Они получают много стимулов, но не могут их фильтровать нормально, не могут их обрабатывать, разобраться в них. Выделять главное и фокусироваться на одном, отбрасывая другое. Принимать только то, что требуется сейчас и интегрировать эти импульсы адекватно. Они заполнены импульсами. Я скажу, что и наружными и их же собственными сигналами их лимбической системы.

Столкнувшись с новыми задачами, требующими интеграции определенных импульсов, их мозг не может провести интеграцию, и мы наблюдаем увеличение гиперактивного поведения.

Родители могут подумать, что им нужно больше стимуляции, чтобы многократно повторить одно и то же действие. Но они уже перестимулированы. Эти дети нуждаются в нас, чтобы уменьшить их скорость, а не наращивать интенсивность занятий. Их мозг нуждается в том, чтобы испытать замедленность, почувствовать и ощутить происходящее.

Анат приводит пример того, как она вставала на пути мальчишки, который бегал в разные стороны по кабинету, когда он бежал в определенном направлении. Наконец, он заметил ее, остановился и посмотрел. Он удивился, словно увидев ее впервые и замолчал. В течение нескольких секунд он был внимателен, и они смогли познакомиться.
Далее она смогла медленными и внимательными движениями дать ему послушать разные части себя. То состояние, когда ребенок замедлялся было крайне целительно для его мозга. Он переставал тонуть в стимулах. На следующий день он пришел и мог произносить простые предложения, чего раньше никогда не было.

Друзья, я снова пишу о том, в чем я разбираюсь дальше. Это зрелость и развитие, а также немного про практику семейного обучения, основанного на том же естественном развитии.
Следить за почвой

Этот принцип замедленности – хороший совет и для того, и для другого. Одно из условий обучаемости ребенка – это возможность быть в покое для построения новых нейронных связей, для интеграции нового опыта и рефлексии для того, чтобы разместить в окружающем пространстве то, что переполняет ребенка, родившись в ядре его личности. Иногда мы просто не оставляем этому места.
Касательно развития нужных нам качеств личности в ребенке, мы должны действовать, как садовники в этом процессе. И наша задача – убедиться, что эта почва и среда подходят для роста. Что он случится и произойдет спонтанно, и замечательно, если уделять внимание этим растениям.

Садовник не может заставить растение расти, если оно не готово. Я понимаю это хорошо, так как мы обычно помним, как сами переживали, что плодов все нет и нет. И даже не замечаем, как они появляются. И когда у вас сложные дни, истерика у ребенка, вы переживаете, что такое поведение будет всегда. В таком состоянии я часто встречаю родителей, приходящих на консультацию по поводу проблем ребенка. Я рекомендую прийти ко мне на терапию в этих случаях.

Покой, необходимый для зрелости ребенка – это моменты, когда мы останавливаемся в том, чтобы стимулировать развитие зрелости ребенка так, как понимаем это мы. Мы не наседаем с правилами, не читаем лекции и не стараемся изменить ощущения или настроения ребенка, не редактируем и не маскируем его под более зрелого.
Детям необходим отдых для развития, и мы можем позволить себе не воспитывать их ежеминутно. Так от количества нашего давления процесс только застопорится. Взрослый, который смотрит с нежностью, которому не надо менять ребенка, который не придирается, не ищет недостатки, а видит достоинства, создает условия замедления для ребенка. Ребенок перестает стремиться завоевать одобрение взрослого и наконец расслабляется для развития.

Три примера замедленности в педагогике

Тоже есть свои нюансы. Там замедленность не повредит никогда. Не даром семейники так любят использовать возможность не гнать по программе, а выбирать, из какого класса давать материалы своим детям, чтобы они их брали на самом деле и не теряли любви к изучению нового.

В два раза чаще детям, идущим в школу в 5 лет в США ставят СДВГ по сравнению с детьми, которые пошли в школу, когда им было почти что 6 лет. Никогда возраст не повлияет на болезнь. Если только сам факт того, что детей торопят и их мозг не успевает по своему развитию за требованиями программы, не создает эту болезнь. Детям со сложностями в обучении нужно давать возможности замедляться, останавливая обучение, пока они не будут готовы обучаться снова.

Мой сын научился читать в 5 лет. Я не вмешивалась с просьбами читать что-то, что нужно мне. Он не читал книги до 7 лет, после чего взял книги и стал читать по нескольку штук в неделю. Сразу же быстро, залпом, не уставая от чтения. Я думаю, что в свои 10 лет он не знает, что существует такой предмет, как чтение.

У нас была настольная игра на деление. Там нужно знать дроби. Мой сын еще в 6 лет понял принцип, как играть, и играл легко. Иногда не зная, что делать. Его друг старше него, во втором классе – не мог играть, так как дроби не знал. Он ужасно переживал из-за этого, так как для него это была какая-то школьная тема, которую он не понимает. Он говорил – мы не проходили такое. И не мог собирать наборы из пиццы, чтобы выигрывать. Пришлось помочь ему, объяснить, как играть, куда смотреть. Когда он успокоился и понял, что у него у самого не получится разобраться, он спокойно выслушал правила игры, без обсуждения школы и темы дробей. Просто игра. И смог поиграть тогда в свое удовольствие.

Еще один пример про обучение письму. Как создать покой, если время пришло, а ребенок не хочет или не может делать то, что нужно? Хочется и продолжать учить, и не давить слишком сильно. Мой сын отказывался писать всю свою жизнь, для нет ничего хуже.
Но он не замечает, что он пишет, если ему нужно что-то помечать для себя. Это не всегда именно так, только, когда он субъект обучения, и делает это ради себя. А я не всегда могу это дать ему почувствовать.

Вчера я включила лекцию по биомолекулам Соловьева Романа Борисовича, попросила его кое-что помечать в тетрадке, чтобы остался опорный конспект, так как я планирую пойти по рекомендациям Соловьева для изучения биологии и анатомии.
Сын писал ровно пару слов, потом начал нервничать, взгляд стал стеклянный, через какое-то время выключил видео. И сидел с обиженным видом, что его заставляют что-то делать.
Он ушел в себя, о чем-то думал, не реагируя на мои просьбы. Ему было не интересно и ради меня желание учиться не возникало. Я остановила всю эту учебу.

Мы немного поговорили, я убедилась, что меня слышат. Мы посмеялись, обнялись, обсудили что-то из ботаники, что-то из микробиологии, что недавно они изучали под микроскопом. Потом я предложила досмотреть еще 10 минут, уже ничего не записывая. Придя через пять минут я с удивлением обнаружила, что он слушает и пишет в тетради.