Психологические

особенности

поведения

высокочувствительных

обучающихся

В классе

высокочувствительный

ребенок



В классе высокочувствительный ребенок

Психологические особенности  поведения высокочувствительных обучающихся

Научный термин для детей, обладающих высокой чувствительностью — чувствительность сенсорной обработки. У таких детей нервная система более восприимчива и обладает большей реактивностью.

Обычно такие дети замечают незначительные перемены в окружающей среде и могут легко перевозбуждаться, с трудом справляются со стрессом, остро реагируют на относительно малозначимые ситуации. Громкие звуки, яркий свет и резкие запахи часто вызывают у них высокий уровень стресса и напряжения. Высокочувствительные люди чаще предъявляют субъективные жалобы на здоровье, такие как головная боль, диарея, боль в животе. Они испытывают эти симптомы чаще, чем люди с низкой чувствительностью. Высокочувствительные дети не только эмоционально реактивны, но и эмпатичны. Дети опасаются даже незначительного отвержения. Традиционные методы дисциплины вызывают эмоциональную перегрузку, их затопляет чувство стыда, и они не извлекают пользу из собственных ошибок и критических замечаний учителя.

Показано, что психологические особенности этих детей рождают их особые образовательные потребности, в связи с чем фактор чувствительности требует особого внимания со стороны взрослых, в частности, в педагогическом процессе.

Цель данной статьи сделать понятным, чем могут быть обусловлены особенности поведения, демонстрируемые учениками с высокой чувствительностью. Учет характеристики высокой чувствительности важен в первую очередь для грамотного психолого-педагогического сопровождения учащихся, для создания благожелательной атмосферы в классе. Также он важен для избежания неправильной интерпретации поведения и патологизации реакций учеников, для дифференцирования высокой чувствительности от расстройств, заболеваний и других особенностей темперамента ребенка, чтобы избежать гипердиагностирования, конфликтов с родителями и усугубляющего подхода к дисциплине при работе с такими детьми.
Высокая чувствительность – феномен, достойный внимания на современном уровне развития нашего общества, особенно в условиях реализации высоких требований в плане индивидуализации образования и гуманного отношения ко всем обучающимся со стороны педагогов. Мы можем характеризовать чувствительность, как некое свойство темперамента ребенка, и, соответственно, выделить группу учеников – высокочувствительных обучающихся. Таких 16-20% от всей популяции по данным разных исследователей [8, с 75].

Особая чувствительность свойственна не только человеку, она выявлена и в популяции животных, и даже у дрозофил. Считается, что это врожденная характерологическая особенность, чувствительность может быть представлена в виде континуума, различают пониженную и повышенную чувствительность - сензитивность [6, 7, с 134-136].

4 компонента высокой чувствительности



Характеризуя суть чувствительности Элейн Эйрон описывает особенности высокочувствительных людей четырьмя компонентами [5].

  • Глубина обработки информации (Depth)
  • Повышенная реакция на внешние раздражители (Overstimulating)
  • Эмоциональная реактивность (Emotional Reactivity)
  • Восприятие тонкостей и нюансов (Sensing of subtle)

При разработке шкалы чувствительности для дошкольников Бетани Рассел были выделены следующие составляющие высокой чувствительности:

  • Эмпатия (Empathy)
  • Повышенная реакция на внешние раздражители (Response to Stimuli)
  • Эмоциональная реактивность (Emotional Response)
  • Восприятие тонкостей и нюансов (Attention to Detail)


Место чувствительности в структуре психических свойств личности изучалось в работе «Чувствительность в структуре психических свойств личности» Екатерины Ярмоц [9].

Она с помощью аппарата для сканирования глаз (процедуры пуппилометрии) выяснила, что верно то, что высокая чувствительность на физиологическом уровне проявляется как длительная и глубокая реакция на слабые внешние сигналы.

Она же частично подтверждает составляющие чувствительности, обозначенные выше, отмечает и наличие такой характеристики, как негативная эмоциональная реакция в ответ на раздражители [8, с 67]:
  • Низкий порог чувствительности
  • Легкость возбуждения
  • Негативная аффективность
У высокочувствительных взрослых имеются личностные особенности [13]. Эйрон пишет о том, что высокая чувствительность подразумевает и нейротизм и эмоциональную реактивность. Нейротизм включает негативную эмоциональную реакцию, и измеряется по субшкалам тревожности, гнева, депрессии, застенчивости, импульсивности, ранимости [2]. Одна из основных составляющих высокой чувствительности – это чувствительность сенсорной обработки [3].

Д. Эванс и С. Ротбанд упоминают такие особенности, как чувствительность к сенсорному дискомфорту и явные негативные реакции человека на него: на голод, на боль, на звуки, на свет.
Высокочувствительные дети также, как и взрослые имеют эти выраженные особенности, помноженные на детскую незрелость психики, что сказывается на их непосредственных поведенческих проявлениях, на их социальной адаптации в коллективе, а также на их успешности в учебе.

Высокочувствительные дети в школе

Высокочувствительные дети также, как и взрослые имеют эти выраженные особенности, помноженные на детскую незрелость психики, что сказывается на их непосредственных поведенческих проявлениях, на их социальной адаптации в коллективе, а также на их успешности в учебе.
Сложности в организации процесса обучения таких детей встречаются как у опытных педагогов, так и у молодых учителей. Т. Бойс называет их «дети-орхидеи», имея в виду их тонкокожесть и чувствительность к среде развития. То, как они развиваются, и какие результаты показывают, напрямую зависит от благоприятной для них среды. Педагогическое сообщество должно быть заинтересовано в том, чтобы эти дети обретали в классе нужные им условия, и чтобы их особенности были приняты [1].

С 2022 года мы работали над повышением компетентности школьных учителей в этих вопросах на базе одной из Владивостокских гимназий. Мы в ДВФУ разработали и реализовали для них (учителей) учебную программу, направленную на рост компетентности.

Из 18 школьных учителей, участвовавших в формирующем этапе исследования, касающегося компетентности педагогов в организации образовательного процесса с высокочувствительными обучающимися в 2022 году, ни один не понимал значение термина «высокочувствительный ребенок». Признавались в том, что не используют такую характеристику и не оперируют термином 100% участников. 70% педагогов не знали, как именно такая черта личности влияет на способность ребенка обучаться в школьной системе.

Однако, у наших учителей в классах есть учащиеся, обладающие высокой чувствительностью. После ознакомительной лекции, на которой им были представлены все возможные признаки высокочувствительного ребенка, каждый педагог из участвующих отметил, что сталкивался или сталкивается в своей работе с такими детьми.

Среди опрошенных нами педагогов выявлены сложности с поведением в классе высокочувствительных детей такого плана:

  1. Истерики и атака
  2. Внезапные вспышки и неожиданные реакции, пугающие других
  3. Сильная застенчивость, избирательный мутизм
  4. Стремление домой, к контакту и близости с родными
  5. Плаксивость
  6. Сложности с концентрацией внимания и утомляемость
  7. Отказ от работы на результат, отказ от преодоления сложностей
  8. Часто проявляют симптомы недомогания
  9. Сопротивление

Неверные интерпретации психологических особенностей и заблуждения педагогов в контексте высокой чувствительности



Негативные поведенческие проявления таких детей могут быть неверно интерпретированы. Проведя феноменологический анализ результатов опроса педагогов о их сложностях и проблемах, мы делаем вывод, что имеют место негативная и неодобрительная оценка качеств высокочувствительных детей их учителями, подозрения в злых намерениях, пренебрежительная оценка тонкой душевной организации учеников, неверные выводы о воспитанности и способностях этих чувствительных детей.
Зачастую педагоги рассматривают проблемы высокочувствительных детей, как проблемы интровертивных детей. Кто-то считает, что эти дети неблагополучные.

Благодаря трудам Эйрон на сегодняшний момент известно, что чувствительность связана с интроверсией, но не идентична ей; а также чувствительность связана с эмоциональностью, но не тождественна ей.
Эйрон не подтверждает также и гипотезы о не благополучности: только треть чувствительных людей имели несчастное детство, две трети по благополучию ничем не отличаются от большинства людей [12, с 345-368].


Поведение высокочувствительных учеников в классе может быть похоже на оппозиционное поведение. Высокую чувствительность можно в некоторых случаях принять за аутистический спектр, или задержку психического развития, когда ребенок имеет сложности с адаптацией к школьному формату занятий и с установлением привязанности с педагогом.

На самом деле, исследования разных авторов находят корреляцию между некоторыми чертами высокой чувствительности и отдельными симптомами психических расстройств. Однако, часто диагнозы по этим симптомам бывают установлены ошибочно. Чтобы отделить одно от другого и дифференцировать высокую чувствительность, как отдельную категорию личностных черт, от известных заболеваний, был проведен ряд испытаний, результаты которых показывают, что разница есть.


Бетани Рассел из США, проведя свое исследование, дифференцирует чувствительность и тревожность, чувствительность и расстройство аутистического спектра (РАС) [20].

Диагноз СДВГ также часто ошибочно ставится при демонстрируемых особенностях ребенка, которые могут быть результатом незрелости и чувствительности, так как симптомы СДВГ не являются специфическими. Есть наглядный пример того, как СДВГ чаще всего ставится самому младшему ребенку в классе, именно тому, который показывает менее зрелое поведение в сравнении с одноклассниками, что замечают его учителя. Очевидно, что это заболевание не может быть связано с относительным возрастом, оно гипердиагностируется. Фактор чувствительности остается также не учтен при постановке этого диагноза [21].

Записаться на консультацию и диагностику
Получите поддержку психолога с высокочувствительными детьми
вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности

Психологические особенности учеников и характеристики чувствительности


Интенсивность реакций и более широкий спектр воспринимаемых сигналов – вот основополагающие аспекты высокой чувствительности, которая сама по себе является свойством темперамента, и влияет на приобретение и проявление разных черт личности и поведенческих особенностей у ребенка. Мы предлагаем объяснение психологических особенностей поведения высокочувствительных обучающихся в контексте характеристик чувствительности, которые им свойственны в таблице ниже. В данной таблице также выделены особые потребности, которые логично следуют из психологических особенностей, и могут быть удовлетворены путем грамотного психолого-педагогического сопровождения ученика.
Объяснение поведения
важно верно интерпретировать проявления ребенка, беря во внимание фактор чувствительности
Истерики и атака
Истерики и атака – это следствие эмоциональной реактивности в ответ на раздражители, на стрессовые события, на сложности в коммуникации. Атака — это и часть стрессовой реакции, с которой дети не могут совладать, выдавая агрессивное поведение.

Если они фрустрированы, они атакуют или плачут, при этом порог толерантности к фрустрации очень низкий. Истерика и атака легко могут быть проявлены в классе во время урока, так как у высокочувствительных детей контрольные функции префронтальной коры и волевая сфера менее развиты, что часто выливается в нецивилизованное и некультурное поведение, ничем не уравновешенное проявление эмоций и стремлений, которые возникают в «эмоциональном мозге». От расстройства они могут кинуть карандаши в стену, порвать рисунок, разбросать тетради, ударить кого-то из одноклассников, укусить. Они могут громко закричать прямо на уроке, почувствовав несправедливость и обиду.
Внезапные вспышки и неожиданные реакции, пугающие других
Вспышки и неуместность их проявления связаны с эмоциональной реактивностью высокочувствительных детей. Однако, то, что вызывает у них активную реакцию, может быть незначительным и малозаметным стимулом для остальных детей в классе. Когда они взрываются, все остальные спокойны. Это связано не только с низким порогом восприятия, но и с тем, что для высокочувствительных обучающихся характерен более широкий спектр воспринимаемых сигналов.

Тонкая настройка позволяет им считывать малейший негатив из среды, который другие не считывают, замечания видятся критикой, недовольство отвержением, ошибка видится провалом.

Широкое восприятие держит их в постоянном эмоциональном тонусе за счет восприятия и экстероцептивных и интероцептивных ощущений. Поэтому им сложнее успокоиться, и они склонны «делать их мухи слона» в классе, пугая тех, кто не чувствует того же напряжения.
Сильная застенчивость, избирательный мутизм
Иногда высокочувствительные обучающиеся молчат, когда учитель спрашивает их. Медлительность, свойство ребенка замирать, отвечая на сложный вопрос, или молчание на уроке могут казаться отстраненностью и враждебностью, и редко воспринимаются педагогами нейтрально. Однако, их медлительность – это результат глубокой обработки сигналов, для которой требуется больше времени, чем обычно.


Помимо того, что замедляться могут мыслительные процессы, и высокочувствительные ученики медленнее решают задания, замедляться могут и процессы адаптации к новым условиям. Чем более чувствителен ученик, тем легче он становится ошеломлен переживаниями [19]. Возникают разные защитные реакции. Застенчивость – одна из таких естественных защитных особенностей.

Застенчивость может проявляться очень ярко как результат того, что высокочувствительные дети медленнее устанавливают контакт с новыми людьми, держась на дистанции от них дольше других. Это может приводить к проблемам с привязанностью к учителю. В начале учебы высокочувствительные дети пытаются избежать того, чтобы педагог обращался к ним, чтобы им были заданы вопросы, чтобы их вызывали к доске; отворачиваются; не здороваются первыми. Из застенчивости такие дети чаще всего находят убежище под партой в начальных классах. Им нужно больше времени на адаптацию к школе и коллективу, и если их торопить, проявлять нетерпение, обесценивать их качества и свойства характера, то можно спровоцировать закомплексованность или неосознанную прокрастинацию в учебе.

Ученик может знать ответ, но молчать, когда его спрашивают, не в силах произнести ни слова – такого рода избирательный мутизм не редкость, даже если ученик находится в своей языковой среде. При встрече педагога втроем с родителем и ребенком, этот ребенок способен живо рассказывать своему родителю то, что следует передать учителю, ему легко говорить с тем, кого он уже хорошо знает, и с кем у него сформирована привязанность. Но если требуется адаптироваться в новых условиях, с новыми людьми, то ему понадобится отдельное время и условия для этого. В условиях экзамена перед комиссией, отчета перед незнакомыми преподавателями, написании олимпиады высокочувствительным учащимся будет сложнее сосредоточиться и показать результат своей работы, так как ресурсы психики заняты процессом адаптации и защитой от нежелательной стимуляции.
Стремление домой, к контакту и близости с родными
По результатам исследований для высокочувствительных детей действительно характерны трудности в установлении доверительных отношений, характерно ограничение количества привязанностей определенным кругом, в который можно попасть только после их привыкания и установления доверия [6].

В связи с этим они держатся за существующие привязанности. Они не хотят уходить из дома и идти в школу. Не желают остаться в классе без родителей. Они не автономны и нуждаются в родителях очень долго, стремятся быть поблизости, поддерживать связь. Им сложно отпустить родителей в школе, в садике, на кружках. Некоторые дети убегают сами из школы домой, отмечают педагоги. Некоторые плачут каждое утро при расставании, цепляются за маму. Другая проблема – отказ войти в кабинет, вылезти из-под парты, чтобы было видно. Их готовность выйти на общение (в классе и с учителем) должна быть сформирована, и это не быстрый процесс. Привязанность к родителям должна быть дополнена привязанностью к учителю на время уроков [18].
Плаксивость
Эмоциональная реактивность таких детей влияет на свойственные им качества громкости, скорости и интенсивности реакций, проявляемые неуместно. Высокочувствительным детям практически невозможно спокойно справиться с небольшими неудачами, в разном возрасте с разными, неудачи заставляют их ощущать жизнь очень тяжелой. Они могут плакать над сказкой, и быть несчастными, переживая смерть застрявшей в раме мухи.

В школе, например, для них эмоционально тяжело проиграть в соревновании, потерять игрушку, получить пять с минусом, остаться без права голоса на уроке, получить отказ от учителя в помощи, встретиться с ограничением по времени.
Для них мелочи – это не мелочи, их эмоции интенсивны, и в результате им свойственен трагизм и катастрофизм. Изучено, что у высокочувствительных на самом деле более низкое психологическое благополучие по сравнению с обычными людьми [8]. Если ребенок ощущает тщетность и грусть, он может долго безутешно плакать, сетовать, жаловаться, возмущаться несмотря на то, что срывается урок.
Сложности с концентрацией внимания и утомляемость
Свойство высокой чувствительности «широта спектра воспринимаемых ощущений» делает для этих высокочувствительных учеников утомляющими и перегружающими яркий свет, сочные краски, сильные запахи, мельтешение картинок, громкие звуки и общий шум в школе. Они устают, перевозбуждаются и не могут сосредоточиться, если светит солнце в глаза, жужжат лампы на потолке, вокруг кричат. Тяжело им и в больших коллективах, так как они вынуждены анализировать социальные сигналы, настроения других и их отношение к себе [11].

Их усталость от обработки разнообразных сигналов копится, чем дольше они находятся в окружении множества сигналов, социальных, эмоциональных, сенсорных, тем сложнее им успевать справляться с обработкой этих потоков. Сложнее отстроиться от них (от лишнего шума) ради переключения на учебные задачи или восприятие нового материала [17]. Им бывает сложно сосредоточиться на учебе по заданию учителя, они могут начать рассказывать историю о ящиках и яблоках, услышав о них в задаче вместо того, чтобы начать решать задачу. Их внимание может рассеиваться, перескакивать с одного на другое или быть направленным внутрь в попытках защититься от потока ощущений.
Часто проявляют симптомы недомогания
Высокочувствительным ученикам свойственны психосоматические проявления. Они могут заболеть от стресса и тревоги. Они страдают от головных болей, тошноты, боли в животе, рефлюкса, запора чаще нормотипичных [14, 16]. Их симптомы недомогания реальны, а неудобства, связанные с их здоровьем настоящие. Если учитель начальных классов объявляет о контрольной на следующем уроке, то он может увидеть, как высокочувствительный ученик сникнет, будет менее энергичен, а потом скажет, что у него болит голова. Только уменьшение нагрузки и психоэмоциональная стабилизация помогают им справиться с этими состояниями. Теплые отношения, дозированная эмоциональная нагрузка и благоприятная среда облегчают их симптомы, тогда как дополнительная мотивация, убеждение, договоренности и морализаторство не помогают.
Отказ от работы на результат, отказ от преодоления сложностей
У высокочувствительных учеников есть характерная особенность интенсивно переживать эмоции. Чем выше уровень эмоционального напряжения, тем сложнее действовать несмотря на свои эмоции. Для того, чтобы работать на результат и стремиться преодолевать сложности важно быть в состоянии взглянуть на ситуацию с другой стороны, и чем-то уравновесить свое нежелание, как бы споря со своими собственными эмоциями. Эта рассудительность и интегративная способность впитывать и учитывать две точки зрения на одну проблему, и иметь два противоположных, даже конфликтующих отношения к проблеме одновременно – плод эмоционального развития. Он постепенно созревает с семи лет и до зрелого возраста. Благодаря ему рождается уравновешенность, мужество и работоспособность. Чем интенсивнее какая-либо эмоция, тем сложнее с нею совладать и уравновесить ее чем-то еще. В такие моменты высокочувствительные ученики и бросают начатое, отказываются пробовать, не в силах что-то противопоставить самим себе.
Сопротивление
Если ребенок отказывается от задания, то это не всегда означает оппозиционные настроения к учителю. Сопротивление часто имеет защитную функцию и является следствием широты восприятия. Высокочувствительные дети бывают тактильно очень восприимчивы, могут сопротивляться прикосновениям других людей, прикосновению определенных тканей, предметов одежды к телу. Часто они не любят и не могут выдерживать контакт с грязью, песком, красками, травой. Например, не сможет пересаживать цветы в горшках на биологии, рисовать красками на рисовании, плавать в бассейне, есть в школьной столовой. Ходить в туалет в школе может быть очень непросто для учеников с высокой чувствительностью.

Их высокий уровень беспокойства делает их подверженными росту тревожности и боязливости, вследствие чего высокочувствительные обучающиеся сложно соглашаются на проявление самостоятельности, на учебные эксперименты. Их чувствительность подключает воображение для формирования образов страха, пугающих фантазий. Они будут очень переживать из-за возможного наказания, вплоть до отказа идти в школу, показывать домашнее задание. Чувствительным людям свойственно дольше переживать последствия тревожного события [4].

Защитное противление близости может быть проявлено и как результат их не быстрого установления привязанности с новыми учителями. Ребенок не будет естественным способом учиться у учителя, близости с которым он не чувствует: слушать учителя, смотреть на него, повторять за ним, отвечать ему, перенимать его ценности и ориентиры, задавать вопросы, принимать свое зависимое положение от «чужака».


Высокочувствительный ребенок усваивает все, что вы говорите, и усиливает это, - пишет психолог Я. Ягеллович, консультант по темпераменту в Highly Sensitive Society. По мнению Ягелловича, когда взрослые что-то говорят, высокочувствительные дети слышат это в 10 раз громче и в 10 раз более угрожающим. Критика педагога или одноклассников может показаться им подавляющей, вызвать непереносимое чувство стыда и отвержения, сопротивление нотациям и просьбам.
Вывод
Есть и позитивные стороны, которые можно найти при высокой чувствительности. Большая эмпатия к состояниям других людей, творческие способности и эстетический вкус у таких ребят делают их ценными членами сообщества.

Есть указания на то, что большинство одаренных детей являются высокочувствительными [22]. А высокочувствительные имеют развитую интуицию и добросовестность [13].
Нередко, даже на базовом уровне, о феномене высокой чувствительности, как черте личности, мало кто знает. Не хватает знаний и информированности о эмоциональных и поведенческих особенностях высокочувствительных детей. Их потребности рассматриваются, как недостатки и не включены в индивидуальный подход в процессе обучения.

Бойс постулирует в своей теории чувствительности, что повышенная стрессовая реактивность может отражать не просто большее возбуждение, а скорее быть биологической чувствительностью к контексту Именно поэтому высокая чувствительность должна быть изучаема и учитываема педагогикой. Если такие обучающиеся биологически чувствительны к контексту (к окружающей среде), то подходящие условия, которые организованы для них, повлияют на улучшение всех их поведенческих особенностей.

Изучая особенности высокочувствительных детей, мы видим, что важно замечать их иучитывать их особые образовательные потребности для полноценной реализации ФГОС в условиях образовательных учреждений.

Хотелось бы, чтобы стало возможным понимание педагогами признаков повышенной чувствительности, и потребностей обучающихся с высокой чувствительностью, для того, чтоб предоставить им те условия, в которых они раскроют свои таланты и перерастут свои ограничения.
Ссылки на исследования
Источник: Наука и образование. Вестник Хабаровского края, научный рецензируемый журнал.

Для цитирования: Ячичурова В.А., Калугина Н.А. Психологические особенности поведения высокочувствительных обучающихся // Наука и образование. Вестник Хабаровского края.
декабрь 2023. No4. С. 54–62




Список литературы:



1. Бойс Т. Дети-одуванчики и дети-орхидеи. Как помочь ребенку превратить его слабости в достоинства. М. : Эксмо-Пресс, 2019. 320 с. ISBN: 978-5-04-101590-9. (Психология. Воспитание с любовью и пониманием).

2. Воронкова Я.Ю., Радюк О.М., Басинская И.В. «Большая пятёрка», или пятифакторная модель личности // Смысл, функции и значение разных отраслей практической психологии в современном обществе: сб. науч. тр. / под ред. Е.Н. Ткач. Хабаровск : Изд-во Тихоокеан. гос. ун-та, 2017. С. 39–45. URL:https://www.researchgate.net/publication/318130286_Bolsaa_paterka_ili_patifaktornaa_model_licnosti

3. Фильтрация сенсорной информации. Википедия.


4. Чернавский А.Ф. Психофизиологичекие предпосылки проявления страха // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. Аспирантские тетради. СПб., 2007. No19 (45).С 437–442.

5. Эйрон Э. Высокочувствительный ребенок. Как помочь нашим детям расцвести в этом тяжелом мире. М. : Ресурс, 2018. 384 с. ISBN: 978-5-6049444-2-4.

6. Эйрон Э. Сверхчувствительная натура. Как преуспеть в безумном мире. Азбука Бизнес. 2022. 408 с. ISBN 978-5-389-16392-8.

7. Ярмоц Е.В. К определению чувствительности в психологии // Донецкие чтения 2017 : Русский мир как цивилизационная основа научно-образовательного и культурного развития Донбасса : материалы Международной науч. конф. студентов и молодых ученых, Донецк, 17–20 октября 2017 / под общ. ред. проф. С.В. Беспаловой. Донецк : ДонНУ, 2017. Т.6. С. 134–136.

8. Ярмоц Е.В. Чувствительность в структуре психических свойств личности : дис. ... канд. псх. наук : 19.00.01 / Гос. образовательное учреждение высш. образования Моск. обл. «Государственный социально-гуманитарный университет», 2020.

9. Ярмоц Е.В., Ершова, Р.В., Корягина Т.М. и др. Операционализация шкалы чувствительности (Highly Sensitive Person Scale) на российской выборке. DOI:10.22363/2313-1683-2018-15-1-22-37 //Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2018. Т.15. No1. С.22–37.

10. Ячичурова В.А., Калугина, Н.А Высокочувствительные дети: диагностика и проблемы. DOI 10.58551/24136522_2023_10_2_62 // Живая психология. 2023. No10 (2). С. 62–72. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=53869482

11. Acevedo B., Aron E., Aron A., Sangster M.D., Collins N., & Brown L. The highly sensitive brain: an fMRI study of sensory processing sensitivity and response to others’ emotions. DOI:10.1002/brb3.242. Brain and Behavior, 4, 2014. P. 580–594.

12. Aron E.N., Aron A. (1997)/ Sensory-processing sensitivity and its relation to introversion and
emotionality. DOI:10.1037/0022-3514.73.2.345 // Journal of Personality and Social Psychology, 1997. No.73(2). P. 345–368.

13. Aron E.N., Aron A., Jagiellowicz, J. Sensory processing sensitivity: A review in the light of the evolution of biological responsivity // Personality and Social Psychology Review/ 2012. No.16 (3). P. 262–282.

14. Boyce W.T., Chesney M., Alkon A., Tschann J.M., Adams S., Chesterman B., Wara D.
Psychobiologic reactivity to stress and childhood respiratory illnesses: results of two prospective studies. DOI:10.1097/00006842-199509000-00001 // Psychosomatic Medicine. 1995. Sep-Oct; 57(5):411-22.

15. Ellis B., Boyce T. Biological Sensitivity to Context. DOI:10.1111/j.1467-8721.2008.00571.x/ // Current direction in psychological science. 2008. P. 183–187.

16. Iimura S., Takasugi S. Sensory Processing Sensitivity and Gastrointestinal Symptoms in Japanese Adults. DOI:10.3390/ijerph19169893 // International Journal of Environmental Research and Public Health, 2022.

17. Neufeld G. Making Sense of Attention Problems. URL:https://neufeldinstitute.org/products/dvds/attention-problems/

18. Neufeld G. Power to parent I: The Vital Connection. URL:https://neufeldinstitute.org/course/power-to-parent-i-the-vital-connection/ (

19. Neufeld G. Making Sense of Resilience. URL: https://neufeldinstitute.org/course/making-sense-of-resilience/

20. Russell B. Highly Sensitive Child Scale for Preschool Age Children: Development, Initial Validation of a New Instrument. (Electronic Theses and Dissertations), 2020. URL: https://purls.library.ucf.edu/go/DP0025457

21. Schwandt H., Wuppermann A. The Youngest Get the Pill: ADHD Misdiagnosis and the Production of Education in Germany. DOI :10.2139/ssrn.2672154/ : IZA Discussion Paper, 2015. No. 9368. 47 р.

22. Silverman L. Characteristics of Giftedness Scale: Research and Review of the Literature. URL: https://www.spart5.net/cms/lib07/SC01000802/Centricity/Domain/491/Characteristics_Scale.pdf

Ключевые слова: высокая чувствительность, высокочувствительный ребенок, особые потребности, сензитивность, чувствительность сенсорной обработки, импульсивность, нейротизм, утомляемость, дефицит внимания, тревожность, противление, агрессия.

Регулярные группы по укреплению отношений со старшим ребенком

после рождения младшего

от Валентины Ячичуровой