Неверные интерпретации психологических особенностей и заблуждения педагогов в контексте высокой чувствительности
Негативные поведенческие проявления таких детей могут быть неверно интерпретированы. Проведя феноменологический анализ результатов опроса педагогов о их сложностях и проблемах, мы делаем вывод, что
имеют место негативная и неодобрительная оценка качеств высокочувствительных детей их учителями, подозрения в злых намерениях, пренебрежительная оценка тонкой душевной организации учеников, неверные выводы о воспитанности и способностях этих чувствительных детей.
Зачастую педагоги рассматривают проблемы высокочувствительных детей, как проблемы интровертивных детей. Кто-то считает, что эти дети неблагополучные.
Благодаря трудам Эйрон на сегодняшний момент известно, что чувствительность связана с интроверсией, но не идентична ей; а также чувствительность связана с эмоциональностью, но не тождественна ей.
Эйрон не подтверждает также и гипотезы о не благополучности: только треть чувствительных людей имели несчастное детство, две трети по благополучию ничем не отличаются от большинства людей [12, с 345-368].
Поведение высокочувствительных учеников в классе может быть похоже на оппозиционное поведение. Высокую чувствительность можно в некоторых случаях принять за аутистический спектр, или задержку психического развития, когда ребенок имеет сложности с адаптацией к школьному формату занятий и с установлением привязанности с педагогом.
На самом деле, исследования разных авторов находят корреляцию между некоторыми чертами высокой чувствительности и отдельными симптомами психических расстройств. Однако, часто диагнозы по этим симптомам бывают установлены ошибочно. Чтобы отделить одно от другого и дифференцировать высокую чувствительность, как отдельную категорию личностных черт, от известных заболеваний, был проведен ряд испытаний, результаты которых показывают, что разница есть.
Бетани Рассел из США, проведя свое исследование, дифференцирует чувствительность и
тревожность, чувствительность и расстройство
аутистического спектра (РАС)
[20].
Диагноз
СДВГ также часто ошибочно ставится при демонстрируемых особенностях ребенка, которые могут быть результатом незрелости и чувствительности, так как симптомы СДВГ не являются специфическими. Есть наглядный пример того, как СДВГ чаще всего ставится самому младшему ребенку в классе, именно тому, который показывает менее зрелое поведение в сравнении с одноклассниками, что замечают его учителя. Очевидно, что это заболевание не может быть связано с относительным возрастом, оно гипердиагностируется. Фактор чувствительности остается также не учтен при постановке этого диагноза [21].