откуда приходит

Анорексия

Давайте поговорим о нервной анорексии. Обычно, когда ставят этот диагноз, мы видим три вещи:
  • Человек упорно, настойчиво ограничивает себя в еде.
  • Он панически боится набрать вес.
  • Все его поведение так или иначе направлено на снижение веса.

Как она возникает и откуда приходит?

"Отец бросил нас, я вынуждена была утешать свою мать, которая не выходила месяцами из квартиры. Она постоянно тревожилась и беспокоилась из-за того, что и я пропаду из ее жизни и буквально контролировала мои приходы, уходы и каждый шаг.

Чтобы хоть что-то контролировать в своей жизни, я начала следить за тем, что у меня на тарелке. Для начала я с большим удовольствием стала отвергать еду, которую она мне готовила. Я легко объяснила это своей диетой. На самом деле, я просто хотела избавиться от ее удушающего присутствия..."



Считается, что проблемы с едой — это на самом деле эмоциональные проблемы. Когда эмоции не получается выразить прямо, они начинают влиять вот так, исподволь, через тело. В принципе, если упрощать, то так и есть. Это можно назвать неврозом, когда человек с огромным упорством стремится не к той цели, пытаясь решить внутреннюю проблему внешними средствами.

Я хочу рассказать об этом немного подробнее, посмотреть на динамику происходящего. Потому что когда мы видим динамику, то, что движет человеком изнутри, мы понимаем гораздо больше, чем просто глядя на симптомы. Симптомы ведь вещь переменчивая: сегодня одни, завтра другие, могут вообще исчезнуть на время. А глубинная динамика остается.
И чтобы понять эту динамику при анорексии, нам нужно увидеть взятую на себя ребенком альфа-роль - роль главного над собой, а то и над всей семьей.


Часто, это еще и ребенок в дополнительных психологических защитах до такой степени, что не ощущает свой голод. Его чувства подавлены в целом.
Почти 50% людей с расстройствами пищевого поведения страдают той или иной формой депрессии. (Это про подавленность эмоций и отсутствие полночувственной жизни).
Замечали таких подростков?

  • Выглядят независимо, почти как взрослые.
  • Жестко контролируют свое питание, считают калории, сидят на диетах.
  • При этом в вас, родителях, как будто не нуждаются: помощи не просят, решения принимают сами, вашему участию и опеке противятся.
Если это про вашего ребенка, то скорее всего, он находится в альфа-позиции в ваших с ним отношениях.
Именно при анорексии, той самой, что соматизирована классически – похудением, изнуряющими упражнениями, диетами, голодовками – мы очень часто видим ребенка в этой альфа-позиции. Он – взрослый, ответственный, главный, независимый. Он тот, кто должен вести за собой, а не тот, кого ведут. Он может о себе позаботиться.

Но самый главный минус – у него нет возможности расслабиться рядом с вами, принять вашу родительскую заботу и напитаться ею.

Такие дети часто настолько в психологических защитах, что буквально не ощущают свой голод. Их чувства вообще подавлены – не только голод. Неудивительно, что почти у половины людей с расстройствами пищевого поведения находят ту или иную форму депрессии, подавлены и радость и удовольствие и чувство свободы, наполненности и удовлетворения.

Это именно те дети, которых принято считать "золотыми":
  • Хорошо учатся.
  • Сами делают уроки, сами собирают портфель.
  • Успевают и в кружках, и в секциях.
  • Нередко страдают "синдромом отличника".
  • Помогают по дому, заботятся о младших братьях и сестрах.
  • Благодаря своей ответственности становятся лидерами – старостами, председателями школьных комитетов.
Они выглядят такими сильными, такими знающими, что делают. Кажется, что они точно могут о себе позаботиться.
Да, быть самостоятельным и ответственным – это хорошо. Но плохо – не уметь принимать заботу о себе, особенно в детском возрасте. Это колоссальная нагрузка! И она лишает ребенка чего-то жизненно важного. Альфа-ребенок просто не способен впитывать то тепло, поддержку, любовь, которые вы ему даете. Он не настроен принимать, потому что оказаться в зависимом положении для него небезопасно. Вот она, обратная сторона медали кажущегося благополучия.


А ведь именно безопасная, естественная детская зависимость дарит ребенку дарит ПОКОЙ для развития. Покой от тревог, покой для роста и развития, способность расслабиться в близости с вами, родителями. Перестать постоянно быть начеку, перестать выискивать эту близость и пытаться ее заслужить или проконтролировать.

Но альфа-ребенок как раз и выискивает эту близость, даже если сам этого не осознает. Все дети ищут и нуждаются в любви, особенно если ее не хватает. Но альфа-дети делают это по-своему: они переключаются в режим, где они сами отвечают за то, чтобы эту близость добыть.

И вот тут мозг может совершать "ошибки", предлагая странные пути для достижения этой цели. Один из таких путей – навязчивая идея: "Со мной что-то не так". "Поэтому у меня ничего не ладится", "Поэтому меня не любят/не принимают по-настоящему". И ложная надежда: "Как только я стану в порядке (читай: идеальным), меня признают и примут".

А если человек склонен отождествлять себя со своим телом (что очень характерно для нашей культуры), то идея "со мной что-то не так" легко трансформируется в "с моим телом что-то не так".

Они смотрят в зеркало, и мозг услужливо подсовывает им картинку, кричащую: "Вот они, твои недостатки! Ты толстый(ая)!" Искажение реальности может быть настолько сильным, что они буквально видят себя не такими, какие они есть. Проводились исследования, которые это подтверждают: люди с анорексией выбирали силуэты на 20% (а то и больше) крупнее их реального тела, когда их просили найти соответствующий их фотографии. Они объективно не могут увидеть себя правильно.

Получается, что центральная идея, рождающая нервную анорексию, – это ставка на то, что близость и принятие можно получить, только став меньше, легче, удобнее, идеальнее для других. Подстроив себя под (как им кажется) ожидания окружающих. В этом очень четко прослеживается попытка управлять отношениями, взятая на себя ребенком.

И вот тут мы подходим к обсессивно-компульсивному ядру анорексии:

  1. Обсессия (навязчивая мысль) "Я не в порядке", "Что-то глобально не так". рождает Компульсию (навязчивое действие) лихорадочно работать над изменениями, исправлять то, что "не так".
  2. Обсессия "Я слишком большая/неудобная, чтобы меня любили/приняли" рождает Компульсию уменьшать себя физически – через диеты, голод, изнурение.

Эти неуемные желания худеть, считать калории до грамма, часами пропадать в спортзале, делить еду на "правильную" и "неправильную" (орторексия) – это и есть та самая нервная составляющая анорексии, которую замечают родные и врачи. И как бы рационально ребенок ни пытался это объяснить ("я за ЗОЖ", "я просто хочу быть красивой"), в какой-то момент становится ясно, он потерял контроль.
Он не может избавиться от этих мыслей, это стало идеей фикс. А действия становятся компульсивными – автоматическими, без контроля, часто без осознания чудовищного вреда, который он себе причиняет. Это становится очевидным невротическим стремлением, форма которого смертельно опасна.

Как видите, к анорексии нельзя подходить просто как к нарушению пищевого поведения. Нужно понимать весь комплекс динамик, который за этим стоит. Деперсонализированные стремления, дающие ложное чувство значимости, могут быть проявлены не только в виде расстройств пищевого поведения.

Поэтому психологическое здоровье и благополучие детей не в лечении, а в профилактике. Если есть возможность, нужно работать с разделением, которое мешает ощущению близости в семье, уменьшать лишнюю критику и требовательность. Помогать детям переключаться в зависимый режим, где они могут получать сполна близость с родителями, не имея нужды ее контролировать. Когда ребенок чувствует себя безопасно в вашей заботе, у него становится меньше потребности искать подтверждения своей значимости у окружающих.

Чтобы разворачивать на взлете негативные динамики такого рода важно чинить родительство, делая его более здоровым. Родители могут стать ответом на глубинную нужду ребенка быть хорошим, ценным, дорогим.
Это профилактика такого рода серьезных невротических расстройств.

Когда привязанность с родителями восстановлена, дети становятся менее уязвимы к внешнему давлению – требованиям моды, трендам, культуре сверстников.


Если же обсессии на тему еды и веса уже появились, то крайне важно помочь ребенку найти новый путь для разрядки его эмоций – и тревоги, и огромного, хоть и искаженного, стремления к близости.
Мы можем помочь детям построить отношения со своими тревогой и импульсами делать что-то ради цели похудеть. А также помочь их фрустрации найти освобождение через проживание тщетности того, что они не могут изменить.

И ни в коем случае нельзя добавлять стыда! Они уже переполнены стыдом за себя, за свое существование. Их фрустрация очень часто переживается именно как стыд. Добавлять его – значит подливать масла в огонь.


К психологам, к сожалению, часто обращаются уже поздно, когда есть явные соматические проявления, когда ребенок попадает в больницу с истощением. А ведь уровень смертности при анорексии – самый высокий среди всех психических расстройств! Она занимает третье место среди хронических болезней у подростков.
И родителям часто кажется: "Ну, это возрастное", "Это влияние подруг/интернета", "У нас с ним/ней нормальные отношения, просто разные ценности сейчас". Они могут искренне считать, что делают для ребенка много, что они всегда рядом. Но проблема не в количестве действий, а в качестве связи, в ощущении ребенком насыщения в привязанности, в отсутствии разделения.

Проблема в тех самых динамиках, которые мешают всему идти так, как задумано природой.

Работа психолога с альфа-детьми должна быть направлена на налаживание отношений и консультирование родителей таких детей. Задача – помочь родителям увидеть эту перевернутую динамику, понять свою роль в ней и, самое главное, вернуть себе ведущую, альфа-позицию – позицию заботливого, ответственного взрослого. Мы работаем над тем, чтобы родители смогли создать для ребенка безопасное пространство, где ему не нужно будет "рулить", где он сможет наконец расслабиться и довериться их заботе. Это работа на налаживание отношений внутри семьи.

С подростками основная цель – устранить внутренние препятствия, которые мешают ему чувствовать насыщение любовью и заботой родителей (даже если они стараются ее дать). Это работа с его защитами, страхами, ложными убеждениями о себе. Параллельно мы способствуем проживанию тщетности – помогаем подростку принять несовершенство этой жизни, несовершенство родителей, невозможность тотального контроля. Принять это не через саморазрушение, а через грусть, через слезы тщетности, что освобождает энергию для жизни, а не для борьбы с ветряными мельницами.


Со взрослыми - это индивидуальная работа с эмоциями, не получившими разрешения сделать свою работу.

Осознание глубинной тревоги и ее базовых причин, корней, уходящих в тот детский опыт преждевременной ответственности и неудовлетворенной потребности в безопасности. Построение отношений с тревожностью (способности задаваться вопросами и быть несогласным со слепыми порывами).

Отгоревание детских неудовлетворенных потребностей. Дать место всем тем чувствам – печали, гневу, одиночеству, страху – которые были заморожены тогда. Позволить себе слезы в безопасном пространстве терапии, чтобы эмоции перестали управлять жизнью из тени.

Восстановление доверия. Веры в то, что близкие, доверительные отношения возможны. Веры в собственную ценность в этих отношениях без необходимости постоянно что-то доказывать или контролировать. Веры в то, что можно опираться на других и принимать заботу, не теряя себя.

Больше на эту тему:
Перфекционизм
Невроз как фиксация

Автор Валентина Ячичурова, 2021 г

Практикум по укреплению отношений со старшим ребенком

после рождения младшего