откуда приходит

Анорексия

Диагностированная нервная анорексия характеризуется обычно:

- настойчивыми ограничениями в еде
- страхом набора веса
- поведением, направленным на то, чтобы снизить вес.

Как она развивается и как приходит?

Считается, что пищевые проблемы - это эмоциональные проблемы, когда эмоции не могут быть выражены напрямую и начинают влиять исподволь.
В принципе это упрощенный взгляд, так и есть, это невроз по настойчивому достижению не той цели.

Я расскажу немного подробнее. Как это с точки зрения динамики происходящего.

Идя в динамики, видя динамики, оценивая то, что лежит в основе движения человека, что им движет, мы видим гораздо больше, чем просто симптомы. Симптомы завтра есть, сегодня нет, завтра такие, послезавтра другие.

Для начала надо понимать, что это взятая на себя ребенком альфа-роль.
И если ваш подросток
- выглядит довольно независимо и уже почти взросло,
- контролирует свое питание,
- считает калории,
- сидит на диетах.

А в вас практически не нуждается, не ищет вашей помощи, сам принимает решения, противится вашему участию и опеке, то он, скорее всего, в альфе в ваших с ним отношениях.

При анорексии, которая соматизирована и проявляется классически - похудением, изнуряющими упражнениями, диетой и голодовками, всегда ребенок занимает альфа позицию - то есть позицию взрослого, ответственного, главного, независимого и того, кто должен вести за собой. И кому нет возможности с вами расслабиться и принимать вашу родительскую заботу и напитываться ею.

Часто в защитах до такой степени, что не ощущают свой голод. Их чувства подавлены в целом. Почти 50% людей с расстройствами пищевого поведения страдают той или иной формой депрессии.
Это как раз таки дети, которые:
  • хорошо учатся,
  • прекрасно сами делают уроки и собирают портфель,
  • они успевают и вне школы,
  • у них синдром отличника,
  • они помогают по дому,
  • заботятся о младших сестрах.

Они часто становятся ведущими за собой лидерами благодаря своей ответственности - старостами класса или председателями школьного комитета, они выглядят могущими о себе позаботиться, знающими, что делают.

Хорошо быть самостоятельным и ответственным. Плохо - не уметь принимать заботу о себе в детском возрасте, это огромная нагрузка. Это и лишает ребенка чего-то важного. Альфа-ребенок мало способен впитывать даваемое ему в качестве заботы и поддержки в семье.
Он не насыщается вашими проявлениями любви, так как он не настроен принимать, и не может чувствовать себя безопасно, оказываясь в зависимом положении. Вот обратная сторона кажущегося благополучия.

А ведь истинно детское зависимое положение ребенка дарит ему ПОКОЙ для развития, покой от тревог и способность расслабиться в близости.
Перестать ее выискивать.

Но нет, он выискивает эту близость, даже не осознавая этого.
Ищут и нуждаются в любви и чувстве близости все дети, кому этого не хватает, но альфа-дети переключатся в режим, "когда они отвечают за то, чтобы добыть эту близость".

Ошибки мозга о том, что же можно для этого сделать могут принимать различные проявления. В том числе и вид навязчивой идеи о том, что со мной что-то не в порядке. Поэтому у меня все не ладится. Как только я стану в порядке - меня признают и примут.
Если человек больше склонен считать себя идентичным своему телу, то "со мной" что-то не в порядке будет означать - "с моим телом" что-то не в порядке.

Они смотрят в зеркало и мозг им услужливо рисует картинку, которая кричит - вот они, твои недостатки - во внешности, настолько искажая реальность под их запрос, что они буквально видят себя искаженными. Проводились исследования анорексиками, которые показали ,что они и правда видят себя больше на 20%, чем все вокруг. Нужно было определить тот силуэт на экране, который соответствует собственной фотографии интервьюируемого. Они не могут этого сделать объективно.


То есть, основная идея, которая рождает нервную анорексию - это когда ставка делается на то, что получить близость можно только став меньше, приятнее и удобнее для всех, подстроив себя под окружающих. В этом чувствуется управление отношениями, взятое на себя.

Это тоже нужно учитывать.

И вот эта 1) обсессия о том, что ты не в порядке или что-то глобально не так рождает 2) компульсию - работать над изменениями того, что не так.

А 3) обсессия на тему того, что я слишком большой и неудобный, чтобы жить таким и контактировать с другими рождает 4) компульсию уменьшать себя.

Неуемные желания меняться и худеть, считать калории, ходить в спортзал, отбирать правильную еду - это как раз та нервная составляющая, которую в анорексии замечают со стороны и родные и врачи.

Как бы рационально она не был объяснена ребенком, в какой-то момент он перестает иметь контроль над всем этим, не может избавиться от навязчивости мыслей, это действительно начинает жить своей жизнью, и делается компульсивно - без контроля, и часто без осознания вреда, причиняемого себе. Становится видно, что это невротическое стремление.
Форма, в которой оно выражается опасна для здоровья и жизни.

Как видите, к анорексии нужно подходить, понимая, какой комплекс динамик за этим кроется, это не просто нарушение пищевого поведения.

Важно понимать, что делать с разделением, и как помочь детям переключаться в зависимый режим и ощущать близость внутри отношений с родителями. Чтобы становилось меньше зависимости от значимости для окружающих и меньше деперсонализованных стремлений, дающих ложное чувство значимости. Родители могли бы быть ответом на нужды ребенка в том, чтобы быть хорошим, значимым, ценным и дорогим, если бы только в отношениях была правильная иерархия.

Я считаю, что тема альфа-детей, которую впервые обозначил Гордон Ньюфелд, тема детей-командиров, которую мы обсуждаем на курсах для родителей в Институте Ньюфелда, и работа на помощь родителям занять правильную иерархию с ними очень важна еще и потому, что это профилактика такого рода серьезных расстройств.

Мы можем исправить иерархию и дать понять детям, что ощущение тепла и близости возможно ощущать без того, чтобы контролировать его.
Что меняться не обязательно, так как нас все устраивает в них, с ними все в порядке в самом глобальном смысле и мы здесь для них.
Восстановив привязанность с нами, дети будут меньше раниться во внешней среде, в окружении требований моды, трендов, меньше завися от культуры, транслируемой их сверстниками.

Если уже наблюдаются обсессии на тему еды и снижения веса, то важно находить новый путь для разрядки эмоций тревоги и стремления к близости.
Мы можем помочь детям построить отношения со своими тревогой и импульсами делать что-то ради цели похудеть. А также помочь их фрустрации найти освобождение через прочувствование тщетности того, что они не могут изменить, а не направлять свою фрустрацию на себя и уничтожать себя.

Ни в коем случае нам нельзя добавлять им ощущения стыда из-за их проблемы, так как их фрустрация чаще всего прочувствуется ими как стыд, и они полны стыда за свое существование.

К психологам обращаются обычно уже с соматизированными проявлениями анорексии, с которыми попадают во больницу с истощением.
Уровень смертности среди больных анорексией занимает первое место по сравнению со всеми остальными психологическими заболеваниями.

Родителям кажется, что это из-за подросткового возраста ребенка, ведь анорексия, является третьей самой распространенной хронической болезнью среди подростков, им кажется, что проблема точно не в отношениях между родительской заботой и детским принятием этой заботы, и отдыхом в ней от всех тревог. Они знают, что они много делают и всегда рядом.
Кажется, что подростки уже давно живут своей жизнью, и у нас с ними просто разные ценности.
Однако, это всегда вопрос ощущения насыщения в привязанности и ощущения разделения в привязанности, а также динамик, которые мешают вещам идти так, как они должны идти. Мешают чувствовать насыщение и тщетность по поводу отношений, и искажают проявления стремления к близости.

Онлайн-марафон по укреплению отношений со старшим ребенком

после рождения младшего