статья Валентины Ячичуровой, 2021 г

Фильм про альфа детей «Конец грёбаного мира»

Вчера я вела для своей владивостокской группы курс Альфа-дети. И в конце занятия речь зашла про то, что такое мягкое сердце.


Я как-то уже совсем не считаю, что эти термины нуждаются в детальном объяснении. Оказалось, что есть о чем тут рассказать.
Какое такое мягкое сердце.
В чем взаимосвязь между мягкостью и способностью чувствовать эмоции.
В чем смысл того, чтобы чувствовать эмоции для развития.

Мягкость важна нам, потому что двигатель развития работает и развитие идет благодаря прочувствованию и проживанию эмоций. Эмоции это то, что отвечает за наше движение вперед в раскрытии своего человеческого потенциала.

Верно и обратное. Неспособность чувствовать эмоции из-за отключенных чувствительности и восприятия тормозят развитие, не питают его, нет того движения и роста.


Немного рассказала про то, а как это выглядит со стороны. Меня поражает, как в курсе альфа-дети много разных лиц альфы существуют благодаря одним проблемам в корне. Проблемам с иерархией и онемением сердца.


Со стороны это может выглядеть разнообразно. Вплоть до психопатии, иногда мы считаем таких нечувствующих людей психопатами. И в тему того, как пугающе может проявляться это самое не мягкое сердце я вспомнила сериал, который недавно посмотрела. Очень подходит для курса про альф.

Начинается сериал с раскрытия персонажей.


Два подростка, оба с проблемами в семье, с поведением, с чувствованием. Мальчишка настолько онемевший, что все детство проводит убивая животных, вырастает потенциальным маньяком, с мечтами о убийстве человека. Выбирает своей жертвой девушку. Тут и начинается самое веселье.

Влияние травмы

ОН
Причины быть онемевшим у него имеются, в фильме показано точно то время с его матерью, когда он это приобрел и сердце его закрылось, отрубив ему до кучи и способность ощущать боль. Он не может с этим жить и пробует почувствовать хоть что-то, кипятя свою руку.

Это очень наглядный эпизод для того, чтобы понять, как происходит онемение всех чувств в результате непереносимой уязвимости. Как дети теряют в том числе и сенсорную чувствительность, как и почему дети могут не чувствовать сигналов, идущих от тела о боли, голоде, переполненном мочевом пузыре.
Механизм один и тот же. В фильме показан один из вариантов.

Можно говорить о травме, можно здесь говорить и о бесслезном синдроме, что мальчик потерял с уязвимыми чувствами и способность плакать и горевать, а это ключевой процесс в развитии.

ОНА

Девушка подросток, с которой он знакомится, очень похоже, что тоже онемевшая. У нее не все в порядке в семье.
Мать предпочла нового мужа и новых детей, и живет в побеге от реальности. Алису домогается отчим, но она не то, чтобы его боится, видно, что только брезгует, и отчаивается от того, что мать отворачивается от нее, не проявляет ей верность и новая семья значит для нее больше, чем взрослая дочь.

У Алисы никого нет, кроме ее фантазийной привязанности к отцу.

Ее сердце онемевшее, она не ощущает ряд чувств. Например, она точно защищена от чувства тревоги. И к тому же, ее влечет нарушать правила, влечет к неприятностям, грубить, дерзить, эпатировать, она не ощущает беспокойство и ее ничего не пугает. Она подчеркнуто безразлична, кажется, что даже ажитации и беспокойству уже нет места в ее психике, это вытеснено. Зато у нее есть желание делать иногда такие вещи, которые не приходят в голову нормальным людям.
Похоже на крайнюю степень защищенности – адреналиновую зависимость от тревоги. Это влияет на ее образ жизни и на те приключения, через которые эти двое проходят в итоге.



Это был бы очень тяжелый фильм, если бы не улыбка, которая возникает, когда узнаешь в этих подростках себя. Дело в том, что сериал показывает их внутренние размышления и переживания.
Кстати, поэтому же мы точно видим, как мальчишка оттаивает в отношениях привязанности со своей подругой. Почувствовав эмоциональную близость, он меняется.

Сначала у него была одна мысль – когда я уже ее убью?

Потом он и в любви ей признался.

Его лицо меняется, возвращаются слезы, возвращаются и чувства. Страх потери, например, стремление к близости, небезразличие и забота о ней.

Они оба подростки. И им характерны и определенные мысли о самих себе, неуверенность, эгоцентризм, смущение от того, что тебя видят, сразу кажется, что это насквозь, тогда же и рождается критика и безжалостность к самим себе, и другим, черно-белое категоричное мышление, все или ничего.
ПРО СЕКС

Это настолько влияет на них, что они с таким трудом сближаются, хотят и раскрыться, и скрыть себя, чтобы защитить. Они с трудом отделяют то, чему они говорят да, от того, что принято и делается, потому что «вроде бы так делают».

Вот взять даже тему того, как они пытались заняться сексом.

Сперва, потому что так надо, если они хотят быть вместе. А они очень хотели, их притягивало друг к другу, по крайней мере ее сначала просто потому, что вокруг была пустота, и этот черный космос должен был быть чем-то заполнен. А так, они бегут вместе из дома, найдя друг друга.


Как только они поняли, что есть возможность держаться за другого человека, они стали искать, как это делается.

В общем, не смогли установить «нормальные отношения парня и девушки», и мы видим, как они делали свои попытки, но не хотели самого секса совершенно. Они даже изображали романтику. Причем каждый для себя, чтобы чувствовать себя нормальными.


Видно, как меняется их восприятие себя и другого за время их побега, отношения меняются.

Потом они уже хотели секса, но не могли никак взять и заняться, так как это уже несло для них так много уязвимости, и неуверенность и просто другие конфликтующие чувства и мысли останавливали то одного, то другого. Процессор занят, мощности больше ни на что нет. Это так тоже по-подростковому, чувствовать внутренний конфликт и находиться в смешанных чувствах нет достаточно сил и перегружает.


Столько у них неудовлетворенного стремления, и так они уязвимы и ранимы глубоко внутри, что сразу же становятся ежиками и отталкивают друг друга.


Потом появляется третий травмированный матерью персонаж.
Тоже кейс хорошо описан, но там нет уже вот этого внутреннего диалога и только много флэшбеков, чтобы мы поняли, что с ней происходило. Поэтому дальше фильм становится просто трешовым.


Говорят, рейтинги сериала зашкаливают.
Вот я пока не слышала ни одного мнения.

Для меня это наглядное пособие для нескольких динамик. Можно посмотреть влияние привязанности и перепривязанности, альфа-детей, проблемы с системой тревоги.