статья Валентины Ячичуровой, 2021 г

Фильм про альфа детей «Конец грёбаного мира»

Вчера я вела для своей владивостокской группы курс Альфа-дети. И в конце занятия речь зашла про то, что такое мягкое сердце.


Я как-то уже совсем не считаю, что эти термины нуждаются в детальном объяснении. Оказалось, что есть о чем тут рассказать.
Какое такое мягкое сердце.
В чем взаимосвязь между мягкостью и способностью чувствовать эмоции.
В чем смысл того, чтобы чувствовать эмоции для развития.

Мягкость важна нам, потому что двигатель развития работает, и развитие идет благодаря прочувствованию и проживанию эмоций.
Эмоции - это то, что отвечает за наше движение вперед в раскрытии своего человеческого потенциала.

Верно и обратное. Неспособность чувствовать эмоции из-за отключенных чувствительности и восприятия тормозят развитие, не питают его, нет того движения и роста.


Меня поражает, как при Синдроме альфы (Альфа-Комплексе, застревании в доминировании) бывает много разных лиц альфы, синдром проявляется по-разному, но существуют благодаря одним и тем же проблемам в корне. Проблемам с иерархией и онемением сердца.


Со стороны это может выглядеть разнообразно. Вплоть до психопатии, иногда мы считаем таких нечувствующих людей психопатами. И в тему того, как пугающе может проявляться это самое не мягкое сердце я вспомнила сериал, который недавно посмотрела. Иллюстративный про Альфа-Комплекс.

Начинается сериал с раскрытия персонажей.


Два подростка, оба с проблемами в семье, с поведением, с чувствованием.
Мальчишка настолько онемевший, что все детство проводит, убивая животных, вырастает потенциальным маньяком, с мечтами о убийстве человека.
Он выбирает своей жертвой девушку. Тут и начинается самое веселье.

Влияние травмы

ОН
Причины быть онемевшим у него имеются, в фильме показано точно то время с его матерью, когда он это приобрел, и сердце его закрылось, отрубив ему до кучи и способность ощущать боль.
Он не может с этим жить и пробует почувствовать хоть что-то, кипятя свою руку.

Это очень наглядный эпизод в фильме для того, чтобы понять, как происходит онемение всех чувств в результате непереносимой уязвимости. Как дети теряют в том числе и сенсорную чувствительность, как и почему дети могут не чувствовать сигналов, идущих от тела о боли, голоде, переполненном мочевом пузыре.
Механизм один.
В фильме показан один из вариантов.

Можно говорить о травме, можно здесь говорить и о бесслезном синдроме, можно сказать, что мальчик потерял с уязвимыми чувствами и способность плакать и горевать, а ведь это ключевой процесс в развитии.


ОНА

Алиса девушка подросток, с которой он знакомится, очень похоже, что тоже онемевшая. У нее не все в порядке в семье.
Мать предпочла нового мужа и новых детей, и живет в побеге от реальности. Алису домогается отчим, но она не то, чтобы его боится, видно, что только брезгует, и отчаивается от того, что мать отворачивается от нее, не проявляет ей верность и новая семья значит для нее больше, чем взрослая дочь.

У Алисы никого нет, кроме ее фантазийной привязанности к отцу.

Ее сердце онемевшее, она не ощущает ряд чувств.
Например, она точно защищена от чувства тревоги. Она ничего не боится, не тревожится. И к тому же, ее влечет нарушать правила, влечет к неприятностям, грубить, дерзить, эпатировать, что приходит из того, что она не ощущает беспокойство и ее ничего не пугает. Она подчеркнуто безразлична, кажется, что даже ажитации и беспокойству уже нет места в ее психике, это вытеснено.
Зато у нее есть желание делать иногда такие вещи, которые не приходят в голову нормальным людям.
Похоже на крайнюю степень защищенности – адреналиновую зависимость от тревоги. Это влияет на ее образ жизни и на те приключения, через которые эти двое проходят в итоге.



Перемены

Это был бы очень тяжелый фильм, для меня они попадают в разряд треш-фильмов, типа сериала "Воровки", сериала "Дрянь", если бы не улыбка, которая возникает, когда узнаешь в этих подростках себя.
Дело в том, что сериал показывает их внутренние размышления и переживания.
Кстати, поэтому же мы точно видим, как мальчишка оттаивает именно в отношениях привязанности со своей подругой.

Почувствовав эмоциональную близость, он меняется.

Сначала у него была одна мысль – когда я уже ее убью?

Потом он и в любви ей признался.

Его лицо меняется, возвращаются слезы, возвращаются и чувства. Страх потери, например, стремление к близости, небезразличие и забота о ней.

Они оба подростки.
И им характерны и определенные мысли о самих себе, неуверенность, эгоцентризм, смущение от того, что тебя видят, сразу кажется, что это рентгеновское зрение насквозь, тогда же и рождается критика и безжалостность к самим себе, и другим, черно-белое категоричное мышление, восприятие "все или ничего" привычно для них.
ПРО СЕКС

Их подростковые заморочки настолько влияют на них, что они сближаются с огромным трудом. Хотят и раскрыться, и скрыть себя, чтобы защитить.
Они с трудом отделяют то, чему они говорят да, от того, что принято и делается, потому что «вроде бы так делают».

Вот взять даже тему того, как они пытались заняться сексом.

Сперва, потому что так надо, если они хотят быть вместе. А они очень хотели, их притягивало друг к другу, по крайней мере ее, сначала просто потому, что вокруг была пустота, и этот черный космос должен был быть чем-то заполнен. Найдя друг друга они бегут вместе из дома.


Как только они поняли, что есть возможность держаться за другого человека, они стали искать, как это делается.

Ребята так и не смогли установить «нормальные отношения парня и девушки», и мы видим, как они делали свои попытки через секс, но не хотели самого секса совершенно.
Еще они изображали романтику. Причем каждый для себя, чтобы чувствовать себя нормальными.


Видно, как меняется их восприятие себя и другого за время их побега, отношения раскрываются и меняются.

Потом они уже хотели секса, но не могли никак взять и заняться им, так как это уже несло для них так много уязвимости, и неуверенность, и просто другие конфликтующие чувства и мысли останавливали то одного, то другого от полного сближения и суперклея в виде секса. Процессор занят внутренним конфликтом, мощности больше ни на что не хватает. Это так по-подростковому - быть поглощенным и перегруженным смешанными чувствами и закрываться, уходить в свою нору.

Столько у них неудовлетворенного стремления, и так они уязвимы и ранимы глубоко внутри, что сразу же становятся ежиками и отталкивают друг друга.



Потом появляется третий, травмированный матерью, персонаж.
Тоже кейс хорошо описан, но там нет уже вот этого внутреннего диалога и только много флэшбеков, чтобы мы поняли, что с ней происходило. Поэтому дальше фильм становится просто трешовым.


Говорят, рейтинги сериала зашкаливают.
Вот я пока не слышала ни одного мнения.

Для меня это наглядное пособие для нескольких динамик. Можно посмотреть влияние привязанности и перепривязанности, альфа-детей, проблемы с системой тревоги, посмотреть, как работают защиты от уязвимости.

Автор Валентина Ячичурова.



Больше разборов фильмов в статьях:
Ход королевы
Куда ты пропала, Бернадетт
Красивый мальчик
Лучше не бывает
Немного за 30

Если хотите участвовать в разборах фильмов, напишите мне об этом. Я планирую группу фильмотерапии в 2024 г.